?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Создание Таможенного союза привело к росту конкурентоспособности обоих белорусских нефте-перерабатывающих заводов и к упадку НПЗ в Украине, Литве, Польше. В Украине упадок нефте-переработки и химической промышленности начался еще до создания ТС. Создание ТС лишь усилило эту тенденцию. Обычно доля белорусского бензина на рынке Украины сейчас составляет 20-40%, а дизельного топлива - около 60%. Эти поставки критичны для проведения сельско-хозяйственных работ и стабилизации цен на топливо в крупных мегаполисах. После заключения ТС в Украине собственные НПЗ вообще встали на грань полной остановки.

Вопрос о поставках белорусского топлива для посевной и уборочной компаний стал в Украине вопросом международной политики высшего уровня. С просьбами об этом обращались к Лукашенко лично и президент Ющенко и президент Порошенко. Возможности заменить эти поставки поставками из иных стран или собственным производством Украина фактически не имеет: получаемая по внутренним российским ценам нефть делает белорусские (и российские) нефте-продукты заведомо более конкурентоспособными в Украине, чем нефте-продукты из иных стран или даже чем продукция НПЗ самой Украины. Существуют также большие технологические сложности с их доставкой в больших объемах в Украину. Географическое расположение белорусского Мозырьского НПЗ на границе с Украиной делает дешевой перевозку топлива от него в центральную и западную Украину. В то время, как естественным перспективным рынком для российского топлива выступает прежде всего восточная Украина.

Кризис украинских НПЗ - это долгосрочная тенденция, которая является следствием евразийской интеграции Беларуси и России. Глубокая зависимость украинского сельского хозяйства от поставок белорусских нефте-продуктов во время посевной и уборочной компаний является новым системным фактором, влияющим на отношения между Беларусью и Украиной, и косвенно – между Россией и Украиной. Этот фактор можно рассматривать как стратегический или даже геополитический.

Аналогичная, хотя и менее драматичная, ситуация складывается в Польше, Литве и Латвии. Польский концерн Орлен, который контролирует польские НПЗ и единственный НПЗ в Прибалтике в Мажейкяе в Литве, после заключения Таможенного союза стал испытывать естественные сложности, конкурируя с продукцией белорусских и отчасти российских НПЗ. В силу более высокого технологического уровня своих заводов, нежели НПЗ Украины, Орлен сохранял конкурентоспособность и не останавливал свои заводы. Но инвестиции в технологическую модернизацию белорусских НПЗ выводят их продукцию в те ниши, за счет которых удерживался на рынке Орлен. А трансформации на рынке топлива в США и сложности на рынке ЕС поставили польские НПЗ на грань сильнейшего кризиса. В 2014 году резко сократил свое производство Мажейкяйский НПЗ в Литве и Орлен объявил о подготовке к его закрытию. Над собственно польскими НПЗ нависла та же угроза. Хотя в этих странах белорусские нефте-продукты сталкиваются с заметной конкуренцией НПЗ других стран, использующих морские терминалы.

Ситуация на рынке нефте-продуктов восточной Европы складывается настолько благополучно для белорусских НПЗ, что обсуждение вопроса о строительстве третьего НПЗ в Беларуси находится в числе приоритетов правительства РБ и является одним из наиболее важных вопросов в белорусско-российских отношениях в целом. В 2014 году получено согласие России поставлять в Беларусь нефть в необходимом количестве и для такого третьего НПЗ, если он будет построен.

Таким образом, превращение территории Беларуси в критически важный для восточной Европы источник нефте-продуктов является долгосрочной тенденций.

Зависимость сельского хозяйства стран региона, а также – ряда крупных мегаполисов от поставок белорусских нефте-продуктов – это не только особенность регионального рынка нефте-продуктов. Но и – политический фактор, способный при некоторых обстоятельствах глубоко повлиять на политические процессы в этих странах. Преодоление этого фактора возможно только за счет дорогостоящих политических усилий, которые могут возникнуть лишь в случае сильного обострения международных отношений в регионе.

Обычное поддержание мира и добрососедства влечет за собою усиление ориентации стран региона на белорусские нефте-продукты и усиление интеграции Беларуси и России, как гаранта этого нового для Беларуси положения в своем регионе.

Развернувшаяся в Украине война усилила эту тенденцию и увеличила политическое значение поставок нефте-продуктов из Беларуси как для Украины, так и для других стран региона. Вопрос о поставках нефте-продуктов для Украины - это вообще, не исключено, уже вопрос о голоде или не голоде в мегаполисах этой страны.

Надо подчеркнуть, что нефте-перерабатывающая промышленность Беларуси является по сути региональным сегментом нефте-перерабатывающей промышленности России. В Мозырьском НПЗ российским собственникам вообще принадлежит 42% акций. Однако не имеет принципиального значения, кому принадлежат белорусские НПЗ. Превращение Беларуси в критически значимый источник топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции, а не следствие простой конкурентной борьбы на рынке топлива между его субъектами. Потому возникшее новое место Беларуси на рынке топлива влечет за собою вольное или невольное более или менее глубокое подключение к евразийской интеграции и других стран региона. Их продовольственная безопасность и в ряде случаев политическое развитие все более связываются с новой структурой регионального рынка топлива, независимо от членства в ЕС или НАТО.

Остальные главки из цикла "Война в Украине. Трансформация Европы."

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
21 авг, 2014 15:32 (UTC)
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ превратил БЕЛАРУСЬ в ТОПЛИВНЫЙ ЦЕНТР
Пользователь leon_rumata сослался на вашу запись в своей записи « ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ превратил БЕЛАРУСЬ в ТОПЛИВНЫЙ ЦЕНТР Восточной Европы» в контексте: [...] Оригинал взят у в 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
livejournal
21 авг, 2014 20:29 (UTC)
3. Производство топлива восточной Европы смещается в Б
Пользователь extech сослался на вашу запись в своей записи «3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] Оригинал взят у в 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
nemtschin
22 авг, 2014 03:44 (UTC)
Можно только порадоваться за белорусов, ибо у нас, в нефтяной державе Казахстан, за годы независимости так и не вышли на уровень даже собственного обеспечения бензином. Как итог, вчера повысили цены на "социальный" 92ой и продавали по 20 литров на лицо. А во многих регионах и такого нет.
livejournal
27 авг, 2014 13:43 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь sokura сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] источник топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 13:55 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь nickol1975 сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 13:56 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь art_nuinu сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 14:30 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь 166509288 сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 18:53 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь simfosj1 сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 19:06 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь kanchukov_sa сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
27 авг, 2014 20:28 (UTC)
Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы см
Пользователь moguletaty сослался на вашу запись в своей записи «Ю.В.Шевцов: 3. Производство топлива Восточной Европы смещается в Беларусь» в контексте: [...] источник топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
livejournal
28 авг, 2014 06:44 (UTC)
Новый политический фактор: Беларусь, как источник нефт
Пользователь stanislav_05 сослался на вашу запись в своей записи «Новый политический фактор: Беларусь, как источник нефтепродуктов.» в контексте: [...] топлива для стран региона – это процесс геополитический, следствие евразийской интеграции [...]
alex I.
5 сент, 2014 18:57 (UTC)
Говорить о смещении центра можно при увеличении производства. Разве у белорусских НПЗ есть резервные мощности или планируется близкое открытие новых? А разговоры об открытии третьего НПЗ ведутся давно - без гарантий поставок сырья из РФ и отсутствии альтернативных поставщиков они вряд ли выйдут на реальную проработку проекта.

Edited at 2014-09-06 09:26 (UTC)
livejournal
7 сент, 2014 09:32 (UTC)
Война в Украине. Трансформация Европы.
Пользователь varjag_2007 сослался на вашу запись в своей записи «Война в Украине. Трансформация Европы.» в контексте: [...] 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
livejournal
16 сент, 2014 22:08 (UTC)
Война в Украине. Трансформация Европы.
Пользователь az118 сослался на вашу запись в своей записи «Война в Украине. Трансформация Европы.» в контексте: [...] 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
livejournal
24 сент, 2014 23:43 (UTC)
Война в Украине. Трансформация Европы.
Пользователь romascha сослался на вашу запись в своей записи «Война в Украине. Трансформация Европы.» в контексте: [...] 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
livejournal
20 ноя, 2014 07:40 (UTC)
Война в Украине. Трансформация Европы.
Пользователь extech сослался на вашу запись в своей записи «Война в Украине. Трансформация Европы.» в контексте: [...] 3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь [...]
livejournal
6 янв, 2016 23:20 (UTC)
Война в Украине. Трансформация Европы.
Пользователь kot_begemott сослался на вашу запись в своей записи «Война в Украине. Трансформация Европы.» в контексте: [...] 1.3. Производство топлива восточной Европы смещается в Беларусь. [...]
( 17 комментариев — Оставить комментарий )

Мои контакты

yury.shevtsov@gmail.com
Пост для связи

Мои блоги и аккаунты:
- Yury Shevtsov
An english blog
- Yury.V.Shevtsov
English. About EU
- Юрий Шевцов
Ориенталистика
- Jurijus Ševcovas
О Литве

- Yury Shevtsov
Основной аккаунт


.

На странице

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner