Home

Previous Entry | Next Entry

nuclear
Крах Вестфальского миропорядка

“Прекрасный новый мир”. Независимость Косово – это начало совершенно новой эры в развитии европейской цивилизации.

Провозглашение независимости Косово – это не просто неудача российской внешней политики на конкретном направлении. Таких неудач было в последние годы много. Их всегда было возможно объяснить «сосредоточением», «экономией», «у России есть только два союзника – армия и флот», меркантилизмом в конце концов. Но провозглашение независимости Косово – это не просто неудача внешней политики, открыто сопротивлявшейся и сопротивляющейся этому акту. Независимость Косово – это конец системы международных отношений, основанной на признании нерушимости суверенитета национальных государств вообще. Фактически, это конец Вестфальской системы. Великие события часто происходят обыденно для современников.

Что значит для европейской системы международных отношений признание независимости Косово? Во-первых, это – признание возможности изменения границ в Европе при помощи насилия и без согласия страны, которая обладала международной признанным суверенитетом над данной территорией. Распад СССР, Чехословакии, Югославии – не нарушал принципа нерушимости границ. Субъекты федерации этих стран просто изменили свой статус, закрепив это в договоренностях между собой. Присоединение ГДР к ФРГ свершилось по желанию ГДР как международно-признанного субъекта. Образование Европейского Союза - также ограничивается принципом национального суверенитета и нерушимости границ. Ныне этот принцип в Европе больше не работает. А раз он не работает в Европе, значит, он не будет защищаться европейцами, НАТО, США и в остальном мире. Слишком важен прецедент Косово для Европы, чтобы он стал всего лишь исключением из правил.

К этому шло давно. Вестфальская система ломалась с момента краха СССР. Просто сейчас произошел критический момент – она сломана. Но сами войны США в Афганистане и Ираке, как войны во имя демократии и либеральных ценностей, война против мирового терроризма как война во имя либеральных ценностей, борьба против государств-изгоев, понимаемая как моральное право на изменение их политического и социального строя, даже карикатуры на Мухаммеда в либеральных СМИ – это все было подготовкой к главному.

Это все влекло за собою на какой-то фазе отказ от принципа в международных отношениях, который был опорой международных отношений в Европе и развитом мире, а потом и в остальном мире целую эпоху: от принципа полного суверенитета государства-нации. Во имя перехода к праву, основанному на примате своих принципов веры, своих ценностей, подкрепленных своей силой. В общем, это возврат к религиозным войнам, к идеологическим войнам, к теократическому миропорядку.

Почему провозглашение мусульманами Косово своей независимости позволяет сделать вывод, касающийся либеральных, некогда христианских европейских государств и всей Вестфальской системы, касавшейся в общем прежде всего Европы? Потому что Косово был отделен от Сербии в результате войны и оккупации именно этими странами, ЕС взял на себя судебную и полицейскую ответственность за это государство, предлагает Сербии и Албании-Косово решение через европейскую интеграцию. Независимость Косово на границе ЕС – невозможна без программы расширения ЕС на Косово и, видимо, Сербию с Албанией. Иначе – смысла в этой независимости нет, и тогда не имеют смысла европейские полицейские и военные и чиновники в Косово. Без интеграции в ЕС Косово – это опасная горячая точка почти внутри ЕС.

Потому независимость Косово – это шаг в рамках логики европейской интеграции. Независимое, стремящееся в состав ЕС Косово – сейчас единственный путь обеспечить порядок в этом регионе. Но этот путь требует от всех европейцев признать отказ от вестфальских принципов новой нормой международного права. Европейские ценности таким образом становятся ценностями, отделенными от суверенитета наций-государств. Это абсолютно логично для следующей фазы европейской интеграции, которая наступит после ратификации Лиссабонского договора в 2009 году. В 2010 году ЕС должен иметь союзный центр, обладающий правом принудить государство-член ЕС выполнять решения в рамках по крайней мере общей внешней политики. Но на этом же интеграция ЕС остановиться не может.

Необходимо готовиться к следующему витку европейской интеграции, к усилению полномочий союзного центра и к усилению всех сторон европейской политики и идентичности, которые обеспечивают трансформацию ЕС в сильную федерацию. ЕС в рамках постлиссабонской своей фазы должен активно предложить Сербии, Косово и Албании интеграцию в свой состав для решения возникших ныне проблем. Это делается сейчас, но после 2009 года это ЕС сможет делать более энергично, ибо будет иметь институт единой внешней политики. То есть после 2009 года надо ожидать попытки достаточно скорой интеграции этих трех стран в ЕС, а вместе с тем и адаптацию европейской внутренней политики под эту новую правовую реальность.

Будут и другие точки, которые усилят значение панъевропейских институтов власти и панъевропейскую идеологию относительно остатков вестфальского порядка в ЕС. Но Коссовская точка – это очень сильно. Это – очень зримый прецедент. На его основании можно быстро выстраивать и новую внутриевропейскую идеологию, свободную от апелляции к государству-нации и к христианской идентичности европейцев и ЕС.

Независимость Косово и курс на интеграцию Косово в состав ЕС – это подготовка ЕС еще и к громадной идеологической революции, к освобождению европейской идентичности от обязательной связи с христианством. Если ЕС возьмется интегрировать в свой состав ради регионального мира, конечно, демократии и принципов свободы Сербию, Косово, Албанию, значит, в ЕС уйдут и Босния, Черногория, Македония… Эти страны и так в целом на пути к тому. Но ЕС с мусульманскими Боснией, Албанией и Косово – это ЕС, способный выдвинуть доктрину интеграции в свой состав Турции и иных мусульманских стран. Это обязательно ЕС, свободный в своей идеологии от апелляции к наследию христианской эпохи.

Можно спорить, хорошо ли это. Оставим этот спор в стороне. Главное: независимость Косово – это действительно конец Вестфальской эпохи и начало совершенно новой эры в развитии европейской цивилизации. Интеграция постюгославских стран в ЕС станет одной из главных задач политики постлиссабонского ЕС и одной из главных точек трансформации ЕС в федерацию, или, если кому-то хочется назвать такой ЕС империей – в «империю».

Что означает независимость Косово в этом контексте для России и близких России стран? Это значит, что ЕС – действительно успешный интеграционный проект и нет никаких оснований ожидать распада ЕС, замедления темпов европейской интеграции и нет никакого смысла всерьез играть на внутриевропейских противоречиях. Россия и близкие ей страны должны трезво оценить происходящее появление рядом с ними громадной по мощи европейской общности.

Необходим поиск нового инструментария для обеспечения своих интересов относительно объединенной Европы. Ядерное оружие, новые трубопроводы и собственное сильное государство – это инструментарий докосовской вестфальской системы. Он еще важен, но его эффективность будет падать по сравнению с возможностями. Которые будут давать участие во внутриевропейских институтах управления, место в европейской идеологии и т.д. Искать надо своего места в рамках процесса европейской интеграции. Попытка отгородиться от Европы – при всей ее романтической привлекательности – нереалистична.

Те откровеннейшие неудачи российской как бы националистической по риторике политики, которые мы видим даже в последние недели: Украина и Грузия, открыто идущие в НАТО, провал в Сербии пророссийского кандидата, перспективнейший МакКейн, теперь, вот, независимость Косово – это часть процесса глобального усиления Европы. Даже МакКейн для РФ – это, прежде всего европейский фактор, он будет играть в пользу не раскола США и ЕС, а в пользу укрепления ЕС. Впереди точно такие же откровенные поражения РФ и интеграция в ЕС, появление активного сильного ЕС в Украине, Грузии, кризис с ЕС вокруг Беларуси. В этом смысле основной вывод из провозглашения независимости Косово, видимо, - Россия нуждается в большой внутренней российской дискуссии о своей политике по отношению к Европе и к новому поствестфальскому миру. Широкая общественная дискуссия в рамках партийной Думы и всего происходящего в мире – не роскошь. Наступает идеологизированный мир и вопросы идентичности и идеологии, качества внутриобщественной дискуссий по этим вопросам – не менее важны для успеха, чем качественная работа чиновников и бизнеса.

Еще недавно, в 90-х годах такая дискуссия была излишней. Россия лежала в таких руинах, что даже кавказские горцы ставили ее на колени. Сегодня такого кризиса нет. Сегодня возможно реально обсуждать свою политику относительно такого колоссальной силы, какой является надвигающийся ЕС. Россия – сегодня жива. Но сомнению и обсуждению сейчас надо подвергнуть едва ли ни все в российской политике: от деталей курса на построение государства-нации, до характера стратегических отношений с ЕС и НАТО и до характера российской идентичности в рамках поствестфальского идеологизированного мира.

Уж очень глубокие изменения всего мира фиксирует символический по сути акт провозглашения независимости Косово. Может быть, даже акт штурма Зимнего дворца в 1917 году был символом изменений меньшего порядка. Во время штурма Зимнего тоже была сделана попытка замахнуться на Вестфальский порядок, но за этой попыткой не стояла мощь всей Европы и единственной на планете ныне «глобальной» державы.

Юрий Шевцов
http://www.preemniki.ru/publications/188

Запись опубликована Гуралюк.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
[info]stanigost wrote:
Feb. 17th, 2008 11:29 pm (UTC)
Господи! Не нужно портить уже испорченное настроение.
[info]j_vereshagin wrote:
Feb. 18th, 2008 02:56 am (UTC)
А, может, Косово - лишь исключение, которое подтверждает правило (Вестфальский порядок)? И дальнейшие аппеляции к данному прецеденту не будут иметь глобальных последствий?
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:47 am (UTC)
Есть же европейские ценности и новый курс США в идеологии. Они направлены против идеи нации-нгосудасртва и против идеи суверенитета вообще. Усиливается в итоге всего именно этот курс и США с ЕС. Коссово само пос ебе - мелкая проблема.
[info]kuula wrote:
Feb. 18th, 2008 03:15 am (UTC)
Ничего не имея против независимого Косово... А как в этом разрезе видится судьба Шотландии, Уэлса, Бретани, Корсики, Эускади, Каталионии, Сардинии, Баварии, Мазурии? Пусть извинят, кого забыл...

=Россия лежала в таких руинах, что даже кавказские горцы ставили ее на колени=

Ну, в 90-е они ее СТАВИЛИ. Теперь они ее уже ПОставили, и Россия (РФия, если точнее) платит горцам немалый ясак.

=Россия нуждается в большой внутренней российской дискуссии о своей политике по отношению к Европе и к новому поствестфальскому миру=

Россия в первую очередь нуждается в определении самой себя - что она такое, где начинается и где кончается, из чего состоит, и так далее.

То есть в форматировании.
[info]ryurikov wrote:
Feb. 18th, 2008 08:53 am (UTC)
Форматирование РФ - да, нужно в первую очередь. А с "судьбой Шотландии, Уэлса, Бретани, Корсики, Эускади, Каталионии, Сардинии, Баварии, Мазурии" никак - нет там реальных сил.
[info]kuula wrote:
Feb. 18th, 2008 09:31 am (UTC)
Ну, насколько мне известно, в Шотландии, Уэлсе или Эускади - такие силы есть...
(no subject) - [info]ryurikov - Feb. 18th, 2008 05:31 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]kuula - Feb. 19th, 2008 01:26 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ryurikov - Feb. 19th, 2008 08:38 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sl_lopatnikov - Feb. 19th, 2008 04:25 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]kuula - Feb. 20th, 2008 09:29 am (UTC) Expand
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:45 am (UTC)
- Еврорегионы, возможно, со временем, субъекты ЕС, но не государства-нации.

- Но халифата-то на Кавказе нет и т.д.

- Да, конечно. О том и речь.

[info]kuula wrote:
Feb. 20th, 2008 10:55 am (UTC)
Это как поглядеть... Государства, нации - все это когда-то не существует, потом возникает. Кагда-то не было французов, испанцев, чехов - потом появились. Жизнь идет.

Халифата на Кавказе и не могло быть. Вообще, по моему, Халифатом пугают европейцев - сомневаюсь, что кто-то кроме кухонных мыслителей где-нибудь с исламском мире сегодня об этом может рассуждать.
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 11:05 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]kuula - Feb. 20th, 2008 11:35 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 11:41 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]kuula - Feb. 20th, 2008 11:47 am (UTC) Expand
[info]strannik_79 wrote:
Feb. 18th, 2008 07:44 am (UTC)
не думаю что это свидетельствет об усилении Европы..
скорее даже наоборот... подробнее свои мысли привел тут: http://strannik-79.livejournal.com/41760.html
[info]i_grappa wrote:
Feb. 18th, 2008 10:10 am (UTC)
Жаль, что столь пессимистично глядите на будущее. Но, к сожалению, Вы по большей части правы.
[info]megakhuimyak wrote:
Feb. 19th, 2008 04:09 am (UTC)
мы с этим Косово еще хлебнем дерьма :-(((
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:43 am (UTC)
Да. Хотя и не очень по сравнению с некторыми иными.
(Anonymous) wrote:
Feb. 19th, 2008 06:01 am (UTC)
независимость Косово
Разделяю мнение о разрушении созданной послевоенной системы, признававшей целостность основой мирного сосуществования, однако вынужден признать, что у России в настоящий момент нет ни одного более или менее разумного шага для ответа, кроме высказываний, ни к чему не приводящих на разных уровнях. Судьба Косово, конечно, решалась, не в Косово, но Россия, выбрав фактически имперский стиль во внешней политике, оказалась перед сложным выбором: насилие во имя сохранения системы или завывания по поводу неправомочности. первый путь невыгоден, ибо означает изоляцию, второй был выбран, поскольку это просто меньшее зло.
по-моему, человечество не может существовать мирно. война - послевоенная передышка - нагнетание напряженность - кипение - снова война.
[info]sl_lopatnikov wrote:
Feb. 19th, 2008 04:39 pm (UTC)
Re: независимость Косово
завывания по поводу неправомочности. </I. Вы абсолютно не понимаете смысла происходящего. Позиция России вовсе не завывание. Это абсолютно вменяемая позиция. Россия сегодня набирает союзников по всему миру этими "завываниями". В Мире около 200 (двухсот) горячих точек такого рода. Вопрос на самом деле, стоит ли сохранять Вестфальскую систему, кому это выгодною, кому нет, и почему, какие последствия для мира? - Вот вопросы. Простая схемка такая рисуется. Есть три материковые массы: Северная америка, Южная Америка и Евразафрика.Южная Америка и так назодится в состоянии хаоса и непреодолимой слабости. Что касается Евразафрики, хоть это и "колыбель цивилизации" и именно поэтому, она раздроблена этнически, цивилизационно, по-всякому. Так вот естественная схема в такой ситуации - это тотальный хазх и дробление Евразафрики на ничтожные государства, типа Африки, Латинской Америки и ли там Индии колониальных времен, накинутая на всю территорию сетевая армия и организация изх всего этого хаотического пространства неоколонии основанной на полурабстве. И мега-островная метрополия в составе Британии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, отделенная от территории рабов 4000 миль во всех направлениях. Абсолютно стабильная система навечно. Евразафриканцы в своем мегаконцентрационном лагере и знать не будут, что там в америках делается и как там люди живут. И Европа морзет не налдеяться на то. что станет исключением. Ее пока используют как капо, но это временно. Алабания станет центром консолидации и укрепления европейского ислама и Европа кончится. Такая вот удобная карта "Города на горе".
[info]tambovsky_wolk wrote:
Feb. 19th, 2008 07:18 am (UTC)
Если определимся с идентичностью по-правильному, станем Четвертому рейху врагами. Однозначно. Хошь - не хошь - понадобится и национальное государство, и ядерное оружие, и трубопроводное оружие тоже.

Если с идентичностью не определимся, или определимся по-идиотски, сожрёт нас ЕС втихую.

Надо определяться. Темнить, как сейчас темнит российская власть, глупо. Народ российский она пока что обманывает, но тех, кто определяет политику Запада, хрен обманешь. Как бы мы ни прикидывалсь "своими", "буржуинскими", эти ребята нас из коллиматорного прицела не выпускают и держат палец на спусковом крючке.
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:41 am (UTC)
Закрытость и самоизоляция почти все в веке 18-19, кто этим путем пошел ослабили вконец. Другая крайность - тоже плохо. Но Россия с ее модернизациями или Япония с Мэйдзи оказались эффективнее китайской например самоизоляции.
(no subject) - [info]tambovsky_wolk - Feb. 20th, 2008 12:20 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 12:52 pm (UTC) Expand
[info]tambovsky_wolk wrote:
Feb. 19th, 2008 07:22 am (UTC)
Важно ещё помнить вот о чём:

Сепаратистские процессы в национальных государствах и пост-империях, кто бы их внутри этих стран ни двигал, так или иначе поддерживаются либо будут поддержаны "мировой закулисой". Ибо с мелкотой, которая образуется после распада совеременных государств, "закулисе" разобраться - раз плюнуть.

Это я, размышляя о наших сепаратистах всяких-разных - от черножопых до русопятых.
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:39 am (UTC)
Можно и так. Но изменяется стратегическое значение сепаратизма. Коссовский прецедент работает на идею европейской интеграции, которая низводит идею государства-нации до идеи национальной провинции под названием государство.
(no subject) - [info]tambovsky_wolk - Feb. 20th, 2008 12:13 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 12:51 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]tambovsky_wolk - Feb. 20th, 2008 03:19 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 03:29 pm (UTC) Expand
[info]kauboj wrote:
Feb. 19th, 2008 08:00 am (UTC)
"Вестфальская система ломалась с момента краха СССР" - по моему тут к месту и не к месту Вестфальская система упоминается.
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 03:31 pm (UTC)
А по-моему, к месту. Октябрьская революция имела целью всемирную коммунистическую революцию, т.е. своего рода возврат к принципу религиозных войн вместо "геополитисеких". Даже Великая французская революция такой цели не ставила.
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 03:34 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]guralyuk - Feb. 20th, 2008 03:37 pm (UTC) Expand
[info]simeon75 wrote:
Feb. 19th, 2008 07:21 pm (UTC)
Вот вам блять, и однополярный мир.
[info]owl_cat wrote:
Feb. 20th, 2008 02:52 am (UTC)
следующим фф топку пойдет ООН...
построеный с активным участием Сталинского ССР, с нынешней Россией и Китаем в совете безопасности.
[info]signamax wrote:
Feb. 20th, 2008 05:58 am (UTC)
не обязательно
не исключено что это - стратегически - опускание штатами европы

тактически для россии - ну просто купили у конктретных групп людей проамериканскую позицию
потому что говорить что что-то прошлепали не приходится - ситуация назревала лет 10 минимум
если бы у условных "славян" были общие интересы по сохранению сербии - провели бы грамотную миграционную политику по медленному но верному ввозу в косово пару миллионов рабочих рук (и рабочих мест) и демографического перекоса не получилось бы
(Anonymous) wrote:
Feb. 20th, 2008 10:48 am (UTC)
"Распад СССР, Чехословакии, Югославии – не нарушал принципа нерушимости границ. Субъекты федерации этих стран просто изменили свой статус"

Ну так и граница Сербии с Косово не с потолка взялась. Просто статус Косова был ниже, поэтому оно не отвалилось на первом этапе. Ну так вот он изменился, отвалилось на втором, наряду с Черногорией. Точно так же и с СССР: Чечня - субъект второго порядка, а не первого, поэтому на первом этапе ей не дали, но когда пойдёт второй этап - без проблем.
[info]guralyuk wrote:
Feb. 20th, 2008 10:55 am (UTC)
Нет. Югославия была образована шестью субъектами федерации-республиками. Автономии же внутри Сербии - такими государствами не были. Чехословакия - тоже 2 республики-государства, СССР - 15. Уровни субъектности принципиальны.
( 64 comments — Leave a comment )

Latest Month

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner