Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

Мое интервью Д.Родину для его Полярной звезды:«Нынешний газовый спор – это форма деиндустриализации

СТАТЬИ / геополитика

«Нынешний газовый спор – это форма деиндустриализации постсоветского пространства»    Версия для печати
Неожиданно резкое обострение отношений между Россией и Украиной в первые дни нового года и, как следствие, начавшиеся проблемы с получением газа в целом ряде европейских стран, кое где грозящими перерасти в гуманитарную катастрофу, создали напряжённый социо-политический фон в европейской части континента. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию Юрия Шевцова – белорусского политолога, директора центра по проблемам европейской интеграции.


– Юрий, как известно, в первые дни нового 2009-го года снова резко обострились российско-украинские отношения в виде нового витка "газового конфликта". Впервые наиболее ярко это проявилось в 2005-2006-м гг., но сейчас – на фоне мирового экономического кризиса – ситуация, кажется, выглядит намного серьёзнее. Какие последствия этот конфликт будет иметь для Украины, для стран Восточной и Западной Европы и для России? Какова вероятность перерастания этого противостояния в какие-то более серьёзные конфликты между РФ и Украиной? Как скажется "газовая война" на взаимоотношениях РФ и ЕС?

Юрий Шевцов: Скорее всего, безвозратно остнаваливается значительная часть промышленности восточной Украины. Каким бы образом ни закончился нынешний конфликт – цена на газ станет выше и это выступит дополнительным ударом для и так рухнувшей металлургии в этом регионе. Внутренние цены в РФ также растут и в России также испытывают громадные трудности аналогичные предприятия. Происходит вторая волна постсоветской деиндустриализации. Её нельзя остановить ничем: даже гипотетическим объединением Украины и России в одно государство.

Потеря восточной Украиной своего индустриального облика приведёт к многообразным последствиям во всех областях жизни Украины, а также России и косвенно – всей Европы:

1. Происходит консолидация украинских элит вокруг Киева. Восточно-украинские регионы не выдвигают политики воссоединения с Россией и не превращаются в социальную базу для украинских политиков, ориентированных на такой путь. Для восточной Украины пример ценового давления со стороны России на союзную России Беларусь – ещё одно объяснение невозможности спасти промышленность за счёт поворота к политике единения с РФ всей Украины или только одного украинского Востока. Нынешний газовый кризис усилил в Украине позиции противников РФ за счёт восточно-украинских регионов. Протестные голоса индустриальных регионов пока уходят в пользу антироссийских киевских политиков.

2. Внутри Украины происходит и будет продолжаться политическая расбалансировка, соотношение между региональными группировками будет изменяться. Потеря восточно-украинским истеблишментом значительной части своей материальной мощи – ведёт к росту внутри Украины позиций, ориентированных на ЕС и НАТО, в основном западно-украинских элит. Что эта трансформация будет означать для Украины – радикализацию противостояния между разными регионами или, наоборот, уменьшение степени противостояния – пока неясно. Это зависит от того, какие конкретно силы используют социальные протесты, ожидающиеся в конце зимы – начале весны. Этот протест будет канализирован против России, например, президентом Украины, если он решится на большую конфронтацию с РФ. А может и, например, Тимошенко в ходе её борьбы с "коррупцией". В любом случае, прежней глубокой фактической политической автономии восточной Украины больше нет.

3. Украина вместе с индустрией Востока лишается основного источника доходов. Западноукраинские регионы всегда нуждались в дотациях за счёт восточных областей. Это обостряет проблему поиска новых источников дохода для всей, ещё недавно 50-миллионной, страны. Скорее всего, на фоне этого кризиса в Украине усилится ориентация на Запад, на интеграцию в европейские структуры, ЕС и НАТО. Ибо интеграция с Россией не влечёт за собою гарантий сохранения крупной восточно-украинской промышленности. Особенно актуально это становится для западной Украины.

4. Обострится внутриукраинская борьба за контроль над остатками ресурсов восточной Украины. Это будет усиливать противостояние внутри Украины между востоком и западом в виде противостояния между востоком и Киевом. Это противостояние можно иногда принять за стремление восточных областей Украины присоединиться к России. Но на деле это всё-таки в основном внутриукраинская борьба за новую конфигуарцию разных сил внутри одной страны. Однако политическая напряжённость внутри Украины, которая сейчас вознкает, сама по себе провоцирует обострение отношений между Украиной и Россией, усиливает региональную политическую напряжённость, заставляет Киев искать поддержку на Западе и некоторые круги на Востоке – искать поддержки в России. Вовлечение во внутриукраинский конфликт России и Запада произойдёт обязательно и будет нарастать по мере осознания украинским обществом безвозвратности потери значительной части индустрии на своём востоке.

Помимо долгосрочной дестабилизации Украины нынешний газовый конфликт между Украиной и Россией влечёт за собою обострение отношений между Россией и ЕС. Ведь угроза проблем с получением газа Европой не может быть разрешена быстро. Заменить украинский транзит иными газпороводами быстро нельзя. Рост напряжённости в отношениях ЕС и РФ в силу только газового фактора, не трогая иные, тоже важные, остановить невозможно. Ныне ЕС находится за полшага от ратификации Лиссабонского договора и появления сильного инструмента совместной внешней политики объединённой Европы. Скорее всего, газовый конфликт подстегнёт ЕС к более ускоренному оформлению этого инструмента и конфликт с РФ станет основной задачей объединённой внешней политики Европы. Справится ли Россия с консолидированным давлением со стороны ЕС? Это будет сейчас проверяться в реальных дипломатических и экономических схватках по всему "фронту" российско-западных отношений.

Одним из "театров" этой обострившейся борьбы между Европой и Россией уже стал белорусский вопрос. Если Беларусь будет вырвана из союза с Россией, это позволит быстро создать в Восточной Европе сильное региональное сообщество наций, которое станет барьером между западной Европой и Россией и возьмёт на себя основную часть орьбы ЕС против России. Ещё одна проблема, которая может обостриться в любой момент (особенно в случае если будет разрушен союз России и Беларуси), - это судьба Калиниградской области России и характер участия России в морском судоходстве в Балтийском море.

Нынешний российско-украинский газовый спор – это форма деиндустриализации пространства бывшей Российской империи и СССР. Внутри самой России этот спор и эта деиндустриализация усиливает влияние сырьевых корпораций и регионов добычи сырья, усиливает сырьевую составляющую во внешней и внутренней политике России. В принципе, это шаг к ослабению РФ относительно ЕС и США и путь к усилению внутренней нестабильности в самой России. Доходы от сырьевого сектора всё равно падают, перераспределять в пользу дотационных регионов доходы от сырьевого сектора станет сложнее. К чему это привело в 90-х годах в РФ мы все хорошо помним.

Очень важно помнить: в самой России сейчас нет ресурсов для изменения сырьевого характера российской экономики и выхода из неэквивалентного обмена между Россией и ЕС. Более того, в самой России нет ресурсов для простого сохранения имеющегося уровня сырьевого экспорта в ЕС без привлечения внешних средств. Мировой кризис ещё более обостряет положение переработчиков и усиливает сырьевой характер экономики РФ. Та прибыль, которая может быть получена российскими корпорациями от увеличения цены на газ для Украины и исчезновения украинских конкурентов, не компенсирует для самой России происходящей новой фазы превращения страны в сырьевой придаток ЕС. В общем, то, что сейчас происходит в России – это зависимое развитие, хорошо известное нам на примере стран Третьего мира.

Главное последствие от деиндустриализации восточной Украины – потеря потенциала к возникновению вокруг России сильного регионального блока, способного отстаивать свои интересы перед ЕС. Без сильной восточно-украинской промышленности Украина сильной быть не может. А слабая Украина – плохая помощь такому блоку, даже если каким-то чудом удастся Украину в него вовлечь.

– Какое влияние мировой экономический кризис окажет на восточно-европейский сектор постсоветского пространства? Изменится ли существующая конфигурация взаимоотношений между РФ и Беларусью, в частности? В последнее время, насколько можно судить, европейский вектор во внешней политике Беларуси приобрёл более основательный характер – с одной стороны, с другой – ЕС также стал проводить более активную политику сближения с республикой. Куда будет дрейфовать Беларусь в наступившем году и от каких факторов это будет зависеть?

Юрий Шевцов: В Беларуси всё проще, чем в Украине: страна поменьше, управляемая из одного центра, удачно расположена в стороне от основного проблемного региона, возникшего сейчас: восточной Украины и всего комплекса российско-украинских проблем.

Примерно одновременно с началом кризиса, за осень 2008 года, в регионе севернее Полесья был создан инфраструктурный костяк для устойчивого регионального сообщества в составе Беларуси, Литвы, Латвии, в меньшей степени – прилегающих к ним регионов соседних стран: соглашения о транзите энергии через РБ в 2009 г. после закрытия Игналинской АЭС, решение о строительстве белорусской АЭС близ Игналины и фактически вместо неё, усиление белорусского присутствия в портал Литвы и Латвии и т.д. Соседи Беларуси составили сильный лоббирующий инетресы РБ "блок" в ЕС. Это позволяет рассчитывать избежать обострения отношений с ЕС после ратификации Лиссабонского договора.

Благодаря США Беларусь получила 2,5 млрд долл. кредита от МВФ.

Начавшийся конфликт России с Украиной и с ЕС – вокруг Украины и других проблем повысил стратегическое значение Беларуси и для РФ и для ЕС. Именно от Беларуси сейчас зависит: будет ли сформирован сильный восточно-европейский блок, который займётся конфронтацией с Россией "всерьёз и надолго" или же конфликт ЕС и России будет менее резким. Распад союза РБ и РФ означает мгновенное возникновение такого блока.

Как сложатся отношения Беларуси и России в 2009 году пока точно неясно. Сейчас идёт подготовка к Высшему госсовету Союзного государства России и Беларуси. Все ныне заключаемые соглашения по ценам на газ и прочему являются частью неформального пакета, невозможному без того, что должно быть принято этим госсоветом. В конечном счёте, пакет сводится к следующему:

    1. Беларусь получит относительно низкие цены на газ. По итогам 2009 года эти цены буду лишь немногим выше внутренних цен на газ, к которым переходит сама Россия;

    2. РФ предоставит кредит РБ в 2 млрд долл. на выгодных для Беларуси условиях;

    3. Российский Атомстрой построит белорусскую АЭС (и так или иначе прокредитует строительство);

    4. Возможно, будет снята таможенная пошлина на поставляемую в РБ российскую нефть;

    5. Увеличатся объёмы прокачиваемого через РБ российских нефти и газа, а также – нефти, идущей в Европу из Казахстана;

    6. Усилится значение российского рубля в двусторонних расчётах;

    7. В Беларусь придут заметные российские инвестиции и иные финансы;

    8. РБ получит в больших количествах российскую военную технику по внутрироссийским ценам;

    9. Будет создана Единая система ПВО.

Сложно представить, что может воспрепятствовать такому развитию событий. Но одновременно неизбежно будут нарастать сложности в отношениях РБ и РФ и происходящее сближение России и Беларуси будет даваться большим трудом, чем ранее. Россия становится всё более сырьевой страной. Интересам сырьевого сектора сложно сочетаться с интересами, отстаивающей крупные перерабатывающие предпрития Беларусью. Кроме того, мировой кризис очень ослабляет Россию, а возникшая связка РБ со странами-соседями превратила Беларусь в более дорогостоящего союзника. В России неизбежно будет нарастать скепсис относительно союза с РБ, а в РБ – скепсис относительно российского союзника, который больше не обеспечивает устойчивость относительно давления Запада. Давление же Запада на РБ резко усилится в 2009 году, сразу после ратификации Лиссабонского договора и создания единого института внешней политики ЕС.

Несмотря на предстоящее сближение России и Беларуси сам союз РБ и РФ стал как никогда хрупким, способным разбиться. Повысить усточивость союза может вовлечение Беларуси во внутреннюю политику России вновь. Вовлечение может состояться по мере роста в России протестных настроений. А протестные настроения, особенно в регионах, должны быстро нарастать по мере реального прихода в РФ мирового кризиса, примерно с конца зимы-начала весны. Если Лукашенко вновь станет одним из неформальных ориентиров протестных настроений, он может быть вновь востребован в качестве фактора управления этими настроениями. Именно в этом случае возможен возврат к идее принятия Конституционного акта Союзного государства на референдуме и вообще к идее использования СГ во внутренней политике России.

Независимо от того, будет ли вовлекаться фактор Лукашенко во внутреннюю политику России вновь или нет, Беларусь продолжит сближение с Западом. Сейчас отношения РБ и Запада не доходят до того уровня, который имеют между собой Россия и Запад. Так, в посольстве США в Минске осталось лишь 5 человек, остальные высланы, нет в Минске и посла США. Элементарная нормализация отношений РБ и Запада выглядит как резкое сближение. В марте ЕС должен принять решение возвращаться к дипломатическим санкциям против РБ или нет. Для предотвращения очередного принятия этого запрета на въезд в ЕС высших чиновников от Беларуси особых усилий не требуется, ЕС настроен на нормализацию отношений и заинтересован в перетягивании Беларуси на свою сторону. Но какие-то шаги в пользу ЕС делать надо. Эти шаги в 2009 году Беларусь обязательно будет делать. Скорее всего, будет допущена в поле публичной политики часть оппозиционеров и развёрнута мягкая политика государственной культурной белоруссизации.

В конечном счёте, вопрос о выживании Беларуси в ходе мирового кризиса уже почти решён. Основные меры уже предприняты или очевидно намечены: кредит МВФ, региональное сотрудничество, усиление сотрудничества с РФ. Осталось только эти меры без сбоев реализовать. Главной задачей РБ и её отношений с Россией является теперь выработка новой формулы и нового формата этих отношений на период затяжного кризиса отношений России с Украиной и ослабления индустриального характера экономики РФ. Весь 2009 год этот вопрос и будет решаться. Ибо в конце 2010 года или в 2011 году в Беларуси президентские выборы. И к ним РБ должна придти, имея ясность по формуле и формату отношений с РФ.


Вопросы задавал – Дмитрий Родин

07.01.2009 Юрий Шевцов



http://zvezda.ru/geo/2009/01/07/gasconflict.htm
Tags: Выступления в СМИ, геополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments