Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

На"Русском обозревателе"поэкстренному саммиту ЕСи внутренним трансформациям вЕС:"ЕС консолидируется"

В развитие вчерашнего интервью АПН. А вообще, это все уточнения "программной" для меня статьи.

Незаметно отпала необходимость в оригинальных постах в LJ "по профессии". Практически все, что хочу сказать, уходит в СМИ и приходит сюда уже оттуда...

***
ЕС консолидируется
Опубликовано Юрий Шевцов в вт, 03/03/2009 - 12:38.

Прошедший экстренный саммит ЕС можно относить к самым важным событиям в истории всего союза. Его решения определят стратегию ЕС во время всего нынешнего мирового кризиса. В чем судьбоносность, как говорят, этого саммита? К саммиту определилась дилемма: развитые страны ЕС стали стремительно вводить скрытые формы защиты своих рынков, разрушая единое экономическое пространство ЕС. Причина была проста: единое пространство ЕС является помимо всего прочего в условиях кризиса формой перераспределения ресурсов из развитых стран и регионов в бедные страны и регионы.

Так было в свое время в СССР, СЭВ и всей советской сфере влияния, так есть в отношениях России и некоторых ее союзников сейчас, это – естественно для крупных федераций.

Даже предлогом к созыву этого саммита стало протекционистское решение президента Франции выделить средства французским автомобилестроительным корпорациям, если те будут сокращать размещение своих производств в иных странах, т.е. выведут производства из восточной Европы, где дешевая рабочая сила назад во Францию. Перед всем ЕС замаячила перспектива быстрого развала Европы на отдельные рынки, спасающиеся поодиночку или малыми группами стран. Фактически перед саммитом возникла угроза большого кризиса ЕС, способного перерасти в его развал.

Саммит должен был решить основную задачу: определиться выходит ли ЕС из мирового кризиса сообща, сохраняя единый рынок или развитые страны сбрасывают восточно-европейцев и спокойно смотрят на превращение восточной Европы (вместе с южной и юго-восточной, а далее – и вместе с такими среднеразвитыми странами как Испания и Ирландия) в громадную «югославию». Алармистский, но вполне реальный сценарий прост, как Божий день. Он уже наметился во время последней российской-украинской газовой войны, когда Словакия и Болгария нарушили свои обязательства перед ЕС относительно «советских» атомных реакторов и были готовы их полностью задействовать самовольно. Также были и иные невозможные ранее действия по контактам с Россией в ходе кризиса и т.д. Сценарий, который угрожает ЕС, если усилится протекционизм:

1. В некоторых странах происходит дефолт и возникает массовая безработица, а в ряде их регионов – угроза голода. Обычно преддефолтными странами принято считать Латвию, Литву, Венгрию, на подходе к ним – Болгарию и Румынию. Эти кризисы перерастают в политические и осложняются местными пока дремлющими проблемами, обычно межэтническими. Эти страны падают в политический кризис. В Литве и Латвии уже этой зимой были штурмы парламентов этих стран толпами обедневшего населения. В общем, происходит быстрое сползание в начало 90-х.

2. Правительства этих стран нарушают обязательства перед ЕС: расконсервируют, в частности, АЭС в Болгарии, Словакии, отказываются закрывать Игналинскую АЭС в Литве, начинают быстро искать спасения через региональное сотрудничество. Кто-то кинется в таких поисках к России. Кто-то – к США. Учитывая, что у России ресурсов спасать эти страны нет, скорее всего спасаясь они начнут провоцировать конфликт с Россией, надеясь получить под такой конфликт помощь США. В любом случае система согласованных решений в рамках ЕС рухнет, управляемость ЕС исчезнет.

3. ВЕ страны не могут не втянуться в такой ситуации в конфликт с Россией. У них просто нет средств для оплаты российских углеводородов, в их обществах сейчас сильны как раз антироссийские партии и настроения, в ряде стран конфликт с Россией провоцируется внутренним противостоянием (Латвия, Эстония). Шантаж развитой части ЕС проблемами на путях транзита угле-водородов из России – сильный рычаг давления на ЕС. В то время, как сама Россия ресурсов противостоять такому поведению ВЕ стран не имеет. Российско-украинская газовая война в этом смысле была красноречивой репетицией такого конфликта.

4. В ходе политической радикализации ВЕ неизбежно в конфликтное пространство будет втянута пока относительно экономически благополучная Польша. А также – Румыния, Болгария, Украина. Почти неизбежно конфликт перекинется на Закавказье. Максимальной формой политического кризиса в этом регионе может стать война в Украине и провозглашение Украиной отказа от безъядерного статуса. Экономический коллапс в восточной Украине уже произошел. Его перерастание в политический кризис – вопрос недолгого времени, если «старая Европа» действительно отгораживается от «новой» протекционистскими барьерами, В украинский кризис обязательно втягивается в силу множества причин Польша. Зависимость от поставок газа из России через Украину втягивает в этот кризис Румынию, Болгарию, Словакию.

5. Конфликт ряда крупных стран ВЕ с Россией означает крах всей системы безопасности, которая ныне базируется на НАТО. Этот конфликт невозможно потушить без очень активной роли США. Таким образом протекционизм влечет за собою возрастание роли США в Европе в качестве главного гаранта безопасности остатков ЕС. От глобальных амбиций такой Европе придется быстро отказаться и полностью подчиниться США. ЕС станет не глобальным конкурентом США, а просто блоком зависимых от США развитых стран, наподобие большой Японии.

6. В ходе экономического и политического кризиса, который может вспыхнуть в ВЕ очень быстро, в «старую Европу» устремятся миллионы «трудовых мигрантов» из стран-членов ЕС. Это делает неизбежным одновременный с переходом к протекционизму отказ развитых стран ЕС от Шенгенских соглашений. Именно это имел ввиду глава венгерского государства, когда заявил на саммите, что речь идет о возможности возникновения в Европе нового «железного занавеса».

На этом описание тревожного сценария можно остановить. Понятно, какой важности вопрос решался сейчас на экстренном саммите ЕС. Если искать аналогию, то этот саммит был аналогом совещания глав союзных республик СССР в Ново Огарево, которое готовил Горбачев для реформирования ССССР и которое было предотвращено простым роспуском СССР в Вискулях.

К экстренному саммиту ЕС все игроки подготовились я бы сказал беспрецедентно хорошо. Восточно-европейцы в целом сумели консолидироваться и выдвинуть общую программу. Это само по себе невероятно: общая программа, которую отстаивали и Болгария и Венгрия и Латвия…

В ее основе было требование не допустить протекционизма и оказать масштабную помощь ВЕ для спасения ее экономик. ВЕ рассматривалась как единая группа слаборазвитых стран ЕС. Было предложено прежде всего:
- влить в финансовую систему ВЕ 190 млрд долларов;
- быстро принять в еврозону тех восточно-европейцев, которые еще в нее не вошли (Литва, Латвия, Болгария, Польша и т.д.). Т.е. в скрытой форме вытянуть из развитых стран дополнительно очень значительные средства.
В случае положительного решения восточно-европейцы внутри ЕС фактически также происходила сильная политическая трансформация: возникал механизм контроля со стороны ВЕ стран за общей программой их спасения, т.е. возникал блок «новой Европы», охватывавший множество стран. Этот момент принципиален, т.к. в ЕС заканчивается ратификация Лиссабонского договора.

Этот договор должна ратифицировать верхняя палата парламента Чехии, его должен подписать президент Чехии и после останется только решить вопрос с Ирландией: либо Ирландия переголосует на референдуме в пользу ЛД, либо будет какое-то иное решение относительно нее. Обсуждается, например, возможность временной приостановки ее членства в ЕС. Согласно ЛД в ЕС возникает механизм принятия обязательных к исполнению всеми странами решений. Голосование будет происходить поквотно, разные страны имеют разную квоту голосов и пока сфера обязательных решений будет касаться в основном вопросов внешней политики, безопасности и т.п. тем. Но всем понятно, что дальше этот механизм будет охватывать все новые сферы жизнедеятельности ЕС.

Если внутри ЕС сформируется вокруг программы спасения экономик всей ВЕ целый блок бедняков, вытягивающих ресурсы из богатых стран, то ЛД может и затормозиться.

Летом в ЕС должны пройти выборы в Европарламент. Его роль в случае ратификации ЛД резко вырастает и будет расти всю его каденцию. В случае принятия условий восточно-европейцев, это означало, что благодаря многочисленности своего населения они имели бы возможность сформировать внутри Европарламента сильную фракцию, способную его контролировать.

Развитым странам в таком варианте ЕС обременителен. Именно на этом сейчас играет и сыграла на саммите Чехия и особенно президент Чехии, угрожая не подписать ратификацию ЛД. Де факто Чехия отстаивает интересы богатых стран. Прежде всего Германии. Среди ВЕ стран три наиболее успешные страны – Чехия, Словения и Эстония выбились из общего солидарного ряда и примкнули к «старой Европе».

Саммит для ЕС был эпохальный.

В итоге, однако, было все расставлено на свои места:

- развитые страны объявили об отказе от протекционизма и подтвердили приверженность единому ЕС со всеми его внутренними «пространствами»;
- Германия высказалась резко против программы помощи всей ВЕ одним пакетом и предложила оказывать помощь ВЕ странам в индивидуальном порядке, в меру необходимости каждой из них. Причем предложено финансировать эти страны в значительной степени через механизмы МФВ и Всемирного банка. Т.е. «подтянуть» к «процессу» США и транснациональный капитал. А для срочных мер изыскиваются пока 25 млрд евро.
- было отказано в срочном принятии в еврозону восточно-европейских стран, к этому «еще» не готовых.
Германия была поддержана Чехией, Словенией, Эстонией. Другие ВЕ страны также особо не сражались за свой блок, скорее всего со временем мы узнаем каким уровнем они были нейтрализованы поодиночку посредством тайной дипломатии. Решения приняты. Теперь впереди еще ряд саммитов, уточняющих эти решения.
К чему ведут эти решения ЕС?

1. ВЕ странам придется выпрашивать средства у богатых стран в основном поодиночку. То есть столько средств, сколько они просили сообща, им теперь вряд ли придет. Экономика ВЕ будет разрушаться, но не рухнет.

2. Резко вырастает роль Германии, как страны ответственной внутри ЕС за ВЕ. Именно у Германии ВЕ страны будут искать покровительства в первую очередь. Но также свои зоны ясного влияния, своего рода внутренние «колонии» получат некоторые иные развитые страны ЕС: Швеция в Латвии, Финляндия в Эстонии, Германия в Чехии, Австрия и Италия – в некоторых соседних с ними небольших странах. Эти связки формировались давно. Сейчас они просто усилятся.

3. Ратификация ЛД и выборы в Европарламент не будут осложнены блоком бедных стран. Эти выборы закрепят доминирование внутри ЕС «старой Европы». Богатые западно-европейские страны в целом закрепили свое доминирование в ЕС. Брюссель будет отражать прежде всего их интересы. А переформатирование экономики и политики ВЕ будет происходит в первую очередь исходя из их же интересов и потребностей.

4. Польша потеряла возможность стать внутри ЕС лидером очень влиятельного сообщества бедных стран и таким образом сравняться в политическом отношении с Германией, Францией, Великобританией.

5. Влияние США в Европе резко ослаблено. Произошло едва ли ни вытеснение влияния США и ВЕ. США сразу среагировали и на 5 апреля назначена встреча во время саммита ЕС глав государств ЕС с Бараком Обамой, где будет обсуждаться весь спектр новых взаимоотношений превращающегося в федерацию ЕС и США.

6. Большого кризиса в ВЕ и в отношениях ЕС и России не будет. Президентские выборы в Украине и Беларуси не приведут к разрушительным конфликтам в этих странах и к втягиванию в них России. Неизбежные социальные волнения в Украине и Прибалтике теперь вряд ли превратятся в крупномасштабные кризисы.

Теперь надо ожидать гораздо более управляемого ЕС, чем был Произошло своего рода подавление восточно-европейских национализмов и суверенитета этих стран, выстроенного в основе на базе националистических идей. Из этих стран уйдет в «старую Европу» более значительная часть населения, чем ожидалось ранее. Усиление разрыва в уровнях развития «старой» и «новой» Европы возможно компенсировать только вытеснением восточно-европейцами более значительных масс выходцев из неевропейских стран, чем это происходило в последние 10-15 лет. Скорее всего, надо ожидать после ратификации ЛД ужесточения миграционного законодательства ЕС с тем, чтобы создать новые рабочие для своих граждан, что автоматически означает в данном контексте – создать рабочие места для усилившейся миграции из ВЕ стран. Такой пряник восточно-европейцы не просто поддержат, а станут скорее всего базисом «брюсселя».

ЕС в целом будет приостанавливать свое расширение и концентрироваться в имеющихся границах. На смену экстенсивному росту ЕС приходит выстраивание сильного союзного центра и скорее имперская политика вовне, чем «цивилизационная» и «ценностная», которая была ранее. Именно к такой политике окажется готов ЕС после ратификации Лиссабонского договора. Основной акцент в нем сделан на институтах единой внешней политики.

Скорее всего, будет нарастать напряженность в отношениях ЕС с соседними крупными странами - Турцией, Россией, Ираном и т.д. Надо ожидать выстраивания Европой внешней политики по стандартной логике любой «империи»: пояс дружественных стран по периметру границ и стратегические альянсы либо конфликты с расположенными вдали от границ ЕС державами. Все теми же Россией, Турцией, Ираном, Пакистаном, Индией, Израилем… Сейчас готовится важная программа в этом ключе на восточном направлении – Восточное партнерство, призванная создать «пояс безопасности» из трех европейских стран между ЕС и Россией и трех закавказских государств. Она должна быть принята весной.

Надо ожидать очень быстрого оживления переговорного процесса между ЕС и Россией (и другими крупными региональными державами) уже в конце этого года, примерно после выборов в Европарламент.

Из всех реально возможных вариантов развития мирового кризиса внутри ЕС тот, который определился во время экстренного саммита, видимо, является оптимальным и для самого ЕС и для России и для остального мира. Конечно, крупная держава рядом – это всегда неудобно. Но коллапсирующая восточная Европа, втягивающая в свой коллапс Россию – это было бы еще хуже.

http://www.rus-obr.ru/opinions/2029
Tags: Выступления в СМИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments