Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

Европа приблизилась громадной мощью

Павел Святенков интересно высказался про Европу (на память, под катом)

Вообще последние недели - точно настала новая реальность.

Решения ЕС по ГТС Украины. Мелкое по сути внутреннее решение ЕС, всего лишь выделить палу миллиардов USD Украине, и - стратегические последствия для РФ. Не идеологизированный Бзжезинский с его постоянным рефреном об окончательном "разгроме" России посредством контроля над Украиной. а сути канцелярское решение. Всей ВЕ ЕС намеревается выделить св. 50 млрд только по линии своих фондов. Еще не меньше, скорее всего, придет, по линии МВФ, чье финансирование ЕС также резко увеличивает. 2.5 млрд для У. - это действительно немного.

Не первое за последние недели подобное почти канцелярское решение, которое разрушает российскую страегию и на которое РФ не может влиять. Восточное партнерство - вообще меньше миллиарда в бюджете на 6 стран. А каковы последствия для всей системы союзов России...

Или Набукко - всего лишь 200 млн в ТЭО.

Или всего лишь продление моратория на запрет въезда в ЕС части чиновников Беларуси.

Геополитически процесс понятный. Громадный союз и слабое сырьевое, зависящее от его рынка, окруженное тревожными границами государство.

Но реакция российского общества - удивляет. Слишком недостаточно внимания. Происходящее падение геополитического веса России сопоставимо с распадом СССР и кризисом 90-х. Иные только формы...

Наконец, стали появляться статьи с рациональной оценкой силы ЕС. Все больше. Лучше поздно, конечно, чем никогда. Раньше, по-моему, я один на европейские темы в этом ключе постоянно писал. Кроме, конечно, "либералов", но это - иное. Было ощущение абсурда: самая важная геополитическая тема для России - европейская интеграция - была вне поля внимания "экспертного сообщетва".

***


2009-03-18 Павел Святенков
Грядет передел сфер ответственности в рамках НАТО

Решение Саркози о возврате Франции в структуры НАТО принято в преддверии ратификации Лиссабонского договора о Европейском Союзе. Как известно, согласно этому договору ЕС превращается в слабую, но федерацию. Иначе говоря, в этой структуре появляется фактически президент. Реально эта должность называется несколько иначе, но это в любом случае постоянное «первое лицо». На данный момент председательствующей в Европейском Союзе является Чехия, но председатель меняется каждые полгода, и такое сменное председательство не способствует последовательному проведению осмысленной внешней политики.

На пути ратификации Лиссабонского договора существуют некоторые сложности, связанные с позицией Ирландии, однако я думаю, что он будет ратифицирован, и Евросоюз превратится в более консолидированный субъект международной политики. Это в свою очередь будет означать, что произойдет передел сфер влияния и в рамках НАТО.

НАТО до сей поры являлось органом осуществления американской военной политики в Европе – понятно, что США мощней и влиятельней сравнительно небольших европейских стран. Теперь же в НАТО появляются два крупных субъекта – Соединенные Штаты и Европейский Союз. При определенных условиях НАТО можно рассматривать как «союз равных». Во всяком случае, Европейский Союз равновелик Соединенным Штатам с точки зрения объема экономики, а по населению он даже превосходит Соединенные Штаты.

Это изменение, по всей видимости, приведет к тому, что Соединенные Штаты будут вынуждены предоставить Европейскому Союзу большую «свободу рук» в сфере его ответственности. А это, в свою очередь, будет означать и некий передел сфер ответственности в рамках НАТО. Поэтому Франция, которая входила в политическую структуру альянса, но не входила в его военную структуру, спешит к этому «разделу пирога». Французы уже получили от американцев обещание отдать им ряд руководящих постов в НАТО, на что ранее американцы не соглашались. Думаю, Франция в преддверии усиления позиций Европейского Союза внутри НАТО стремится вернуть себе ранг полноправного члена североатлантического альянса, чтобы пожать результаты этого усиления, поскольку Франция тоже является одной из крупнейших держав Евросоюза и локомотивом его интеграции.

Все это очень серьезно затрагивает интересы России - здесь важно появление на наших границах нового политического субъекта. Если Европейский Союз объединяется, то на наших границах оказывается гигантское государство с населением в пятьсот миллионов человек, с мощной развитой экономикой. Россия в этом случае оказывается «окраинной державой», соседствующей с Евросоюзом.

Естественно, Евросоюз будет строить по отношению к нашей стране новую политику, и уже сейчас ясно, что эта политика будет не обязательно благоприятной для России. Во всяком случае, понятно, что выдвинутая Европейским Союзом идея «восточного партнерства», то есть некой организации, которая объединила бы ЕС и страны СНГ без России, - это идея антироссийская.

То же самое относится и к НАТО, поскольку перед нами окажется единый консолидированный субъект – не просто какие-то «страны НАТО», а Евросоюз, как ведущий партнер США в рамках НАТО. И это будет оказывать большое влияние на нашу внешнюю политику, на нашу безопасность.

Конечно, Европа более склонна учитывать российское беспокойство в плане безопасности, по части размещения ПРО на территории Польши, но уже само наличие на наших границах такого серьезного политического, экономического и в перспективе военного монстра очень сильно изменит наши представления о нашей безопасности уже в ближайшие годы.

Думаю, что это сверхгосударство будет достаточно монолитным в своем отношении к России. До сих пор в Европе радикальную антироссийскую позицию занимала только Польша, которую другим государствам удавалось приструнить, но проблема в том, что политика Европейского союза, если он конституируется именно как федерация, будет отличаться от политики отдельных его государств. Дело в том, что в отличие от Германии, которая с Россией не граничит, Евросоюз будет граничить с Россией.

Наша страна будет самой крупной державой на границах ЕС, что будет диктовать, может быть, не агрессивную, но волевую политику по отношению к России. Поскольку Россия – самое крупное государство на границе ЕС, то ЕС будет уделять, во-первых, большое внимание этим отношениям, во-вторых, он будет пытаться приручить Россию, то есть, превратить ее в какой-то «задний двор», поставить ее в зависимость от себя, по возможности не беря при этом на себя особенных политических обязательств.

России нужно выработать собственную стратегию противостояния возможной «имперской» стратегии Европейского Союза.

http://www.apn.ru/opinions/article21451.htm


***

"Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах"

Долгосрочные прогнозы, такой как "Глобальные тенденции - 2025", давать тяжело: мол, пиши, все что хочешь, никто не проверит, ведь до 2025 года осталось каких-нибудь 16 лет. Тем не менее, о тенденциях можно говорить даже на такой длительный срок, несмотря на пословицу "Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах".

Центр современной миросистемы, Соединенные Штаты Америки, вступили в период своих Имперских конференций. Это значит, что доставшаяся им по наследству от Британии великая империя постепенно слабеет. Основной фактор здесь – снижение доли США в ВВП мира. Согласно теории контрольных пакетов контролировать мир может та страна, чей ВВП превышает 50% от мирового. Когда-то, в XIX веке, такой страной была Великобритания. После Второй мировой войны – США. Однако теперь американцы контролируют лишь 22% мирового ВВП. Этого мало даже для блокирующего пакета. Поэтому, учитывая экономический рост в других регионах мира, влияние США будет слабеть.

Наиболее вероятные конкуренты – Европейский союз и Китай. ЕС контролирует 22% мирового ВВП и в случае создания дееспособной федерации способен вступить в противоборство с США уже сейчас. Правда, тут стоит вспомнить ироническую модель британского писателя-сатирика Сирилла Паркинсона. Он писал, что в результате рыночной конкуренции обычно всегда остаются две компании – агрессивный мужской концерн и слабая женская фирма, которые и делят меж собой рынок. Вполне возможно, что в силу этого союз между американцами и европейцами сохранится, но роль последних в рамках НАТО усилится, и ЕС получит громадную зону влияния вокруг своих границ, распространяющуюся на Африку, страны СНГ, Ближний Восток. В этом случае возможно создание гигантского «евразийского» объединения, второго издания Римской империи, куда бы могли войти «белые» народы, такие как европейцы, арабы и даже русские. Иначе говоря, перспектива ЕС, как мне кажется, – расширение за счет арабских стран Ближнего Востока, России и СНГ и выход к естественным пределам, каковые для него могут пролегать либо по границам Персии (как они пролегали и для Рима), либо скорее по границам Индии. Этот сценарий вероятен, если только арабам не удастся создать собственное единое государство.

Если темпы экономического роста в Китае сохраняться и не произойдет разрушительной антикоммунистической революции, то претендент номер два на мировое господство – КНР. Для выхода на стартовый рубеж ей хорошо бы как минимум удвоить свой ВВП, который составляет примерно 10% от мирового. До этой же поры китайцы, скорее всего, будут придерживаться тактики поддержки США как глобального лидера, подобно тому, как США поддерживали в этом качестве Британию в начале ХХ века.

Таким образом, скорее всего, возникнет модель, при которой США будут единственным глобальным лидером, ЕС получит автономную (но зависимую от США) зону влияния вокруг своих границ, Китай будет поддерживать Америку и постепенно усиливать своё влияние в Юго-Восточной Азии.

Прочие державы будут играть подчиненную роль. Например, Индия экономически слишком слаба для того, чтобы претендовать на великодержавность. Она может выйти на уровень современного Китая только через 10-15 лет, но к тому моменту КНР обгонит её. Иначе говоря, она будет играть очень серьезную роль, но не будет сверхдержавой.

Прочие государства, такие как Индонезия, Бразилия, Турция, Иран, Пакистан и другие, либо мало населены, либо экономически слабы для того, чтобы ввязаться в Большую игру. Поэтому их роль, даже при удачном экономическом развитии – державы регионального ранга.

Есть, правда, и еще один сценарий, разрушающий Большую игру. Ранги держав действительно определяются экономикой, но не только ей. Существует возможность быть влиятельным в мировом масштабе, не имея могущественной экономики. Это хорошо показывает пример Франции. Я называю такие страны державами полного цикла. Это значит, что государство, имеющее неплохую (как минимум) экономику, население в 50-60 миллионов человек, атомную бомбу и включенное в систему дипломатических союзов, может обладать серьезным влиянием на мировой арене.

Франция – именно такое государство. Обладая влиянием в ЕС, долговременным союзом с Германией, колоссальными дипломатическими связями и бомбой, французы оказывают на мировые дела большее влияние, чем например Турция или Египет – страны с сопоставимой численностью населения.

Путь России – это путь строительства державы полного цикла. Бомба у нас уже есть, необходимо наработать систему дипломатических связей, в том числе в ближнем зарубежье, добиться влияния в западных политических институтах (прежде всего, ЕС и НАТО), консолидировать вокруг себя страны бывшего СССР – и тогда у нашей страны есть все шансы встретить 2025 год в ранге великой державы, даже несмотря на то, что с точки зрения размеров экономики мы вряд ли догоним тот же Китай.

18.03.09 16:53


http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Hochesh-rassmeshit-Boga-rasskazhi-emu-o-svoih-planah

Tags: Европа, Россия, национализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments