Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

Category:

Державин о положении крестьян Могилевской и Витебской губерний в конце 18-го ст.

Речь Посполитая к моменту своего распада была не просто пространством политического бардака. Все общественные классы были в упадке. Рыба гниет с головы. Упадок политического класса повлек упадок и крестьянства.

Смотрю плюсы от вхождения в состав Российской империи. Одно лишь наведение элементарного, как говорят, порядка и нормальное администрирование - уже было очевидным благом.

Но как меняются стереотипы: в конце 18-го ст. русские крестьяне - работящие и непьющие. В отличие от... И, ведь, судя по "Мнению" Державина в силу всего лишь большего порядка в России, более высокого качества администрирования.

Еврейский "вопрос" - лишь одна из частностей общей катастрофичной картины этой бывшей части Речи Посполитой. При том упадке власти и нравственности, который был в Речи Посполитой перед ее разделами, могло дойти и до гораздо более жесткого межэтнического противостояния.

***

СОЧИНЕНИЯ ДЕРЖАВИНА С ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ПРИМЕЧАНИЯМИ Я. ГРОТА
ИЗДАНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ТИПОГРАФИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
1872
мнение
ОБ ОТВРАЩЕНИИ В БЕЛОРУССИИ ГОЛОДА И УСТРОЙСТВЕ БЫТА ЕВРЕЕВ[1]*
1800.

Обязан будучи вследствие высочайшей воли Государя Императора сказать мое мнение об отвращении въ Белоруссии недостатка хлебного и обуздании корыстных промыслов Евреев, таким образом чтоб они, снискивая себе пропитание собственными своими руками, были более чем ныне благу общему полезными, прочитывал я и разведывал все, что только до сих предметов принадлежит. По всему тому нахожу, что мнение мое должно быть въ двух частях: во -первых, вообще о Белорусских обитателях; во - вторых, и Евреях.

ЧАСТЬ 1.

Вообще о Белорусских обитателях.

Белорусская губерния, составленная из бывших Полоцкой и Могилевской, простирается на нарочито различных земляных почвах. В Полоцкой глинистые, песчаные и подзол; Могилевской: серая, пловатыя и тоже несколько глинистая, потому Хлебные урожаи суть въ них не одинаковы: в Могилевской всегда лучшие, въ Полоцкой всегда худшие. Уверяют, что в Сей последней уже сряду 9 лет продолжается недород хлеба, и оттого все запасы перевелись. В нынешнем году в сей северной часто терпели поселяне не только недостаток, по и самый голод; въ полуденной же, или Могилевской, хотя не было изобилия, но и нужды большой не видали. Кроме годов неурожайных, причины недостатка хлеба нахожу я следующая:

1-е, Вообще поселяне в Белоруссии хотя единоплеменны Русскому народу, но примечается въ них удивительная разность и въ нравах и въ образе жизни. Русские крестьяне, не только въ смежных провинциях, но издавна въ сей край зашедшие, трудолюбивы и прилежны к земледелию. В случае хлебного недорода наполняют недостаток свой извозом и разными промыслами; никогда почти не требуют ссуды или помощи от владельцев, несравненно принося больше им прибыли, сколько исправным платежом оброка, столько тщательным обрабатыванием полей. Напротив того Поляки ленивы въ работах, непроворны, чужды от всех промыслов и нерадетельные в земледелии; не заботятся о будущем, но ищут как бы прогулять время и отлинять от трудов. Несколько раз примечено; что в самую рабочую пору целые дни просиживают над озером с удою. В случае неурожая хлеба поставляют необходимым долгом просить снабжения от помещиков, не токмо для семян, но и для пищи. По собрании жатвы неумеренны и неосторожны в расходах; пьют, едят, веселятся и отдают Жидам за старые долги и за попойки все то, что они не потребуют; оттого зимою обыкновенно уже показывается у них недостаток. Едят хлеб не веянный, весною колотуху или из ржаной муки болтушку; в мае, июне и июле довольствуются, с небольшою пересыпкою какого-нибудь жита, изрубленными и сваренными травами на подобие каши; терпя голод, так бывают истощены, что с нуждою шатаются и оттого успехов в земледелии в сем краю быть не может. Присовокупя к тому; что в праздничные дни, коих они сверх установленных, множество выдумали еще сами, обращаются въ пьянство и просиживают в корчмах. Таковой польских крестьян образ жизни произошел кажется; от древней их свободы; что вольно было переходить от помещика к помещику, что платили тогда весьма легкие подати, что поступали в управление от одного арендатора к другому А оттого будучи не привязаны ни привычкою, ни доверенностью к помещикам, ни заботою и строительством к домам своим, первых почти совсем не зная а я о вторых не имея ни малейшего рачения уповают сегодня или завтра перейти на новые жилища; а оттого так сделались ко всему равнодушны и вялы, что похожи на отчаянных. Словом, живут со дня на день, лишь бы как-нибудь провести время.

2-е, Владельцы также, исключая некоторых, не суть домостроительные: управляют имениями своими, а особливо богатейшие польские господа, большею частью не сами, но чрез арендаторов и экономов своих.

3-е, Превосходнейшие прибытки получаются здесь больше от винокурения: курят вино владельцы; курят панцирные бояре *, окольная шляхта, попы, разных орденов монахи и Жиды. *

4-е, многие здесь владельческие деревни отдаются въ аренду; но редко можно видеть в них устройство, по причине, что к заключению контрактов на аренды нет общих правил, коими бы охранялись как крестьяне от отягощения, так и хозяйственная часть от раз стройки; а от того выходит, что многие любо стяжательные арендаторы, оставляя прямое хозяйство, которое бы при порядочном распоряжении довольную могло приносить к вознаграждению трудов их прибыль, выискивают всех средств к скорейшему себя обогащению на счет вверившего им свои деревни; крестьян изнурительными работами и налогами приводят в беднейшее состояние и превращают их из хлебопашцев в бобыли, а владельческое домостроительство нерачением об оном и опустошением, для извлечения своей корысти, повергают въ совершенный упадок.

5-е, Некоторые также помещики, отдавая на откуп Жидам в своих деревнях винную продажу, делают с ними постановления, чтоб их крестьяне ничего для себя нужного нигде ни у кого не покупали и въ долг не брали, как только у сих откупщиков, и никому из своих продуктов ничего не продавали, как токмо сим Жидам же откупщикам; а сии покупая от крестьян и продавая им втрое дороже и дешевле истинных цен, обогащаются барышами и доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба: ибо ежели не с сугубым превосходством, то уже конечно должны отдать вдвое; кто ж из них того не исполнить, бывают наказаны. Такими-то и тому подобными узами (не говорю сего обо всех) отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми. Однако при всем том есть достаточные, которые вышли из необходимости быть одолжаемы Жидами.

6-е, К вящему ж их расстройству не токмо в каждом селении, но в иных и по несколько построено владельцами корчем, где для их и арендаторских жидовских прибытков продается по дням и по ночам вино. сии корчмы ничто иное суть, как сильный соблазн для простого народа. В них крестьяне развращают свои нравы, делаются гуляками и нерадетельными к работам. Там выманивают у них Жиды не токмо насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашенные орудия; имущество, время, здоровье и самую жизнь.

7-е, сие злоупотребление усугубляет обычай, так называемый коляда, посредством коей Жиды, ездя по деревням, а особливо осенью при собрании жатвы, и напоив крестьян со всеми их семействами, сбирают с них долги свои и похищают последнее нужное их пропитание.

8-е, Жалуются здесь на сильный вывоз хлеба Евреями в Лифляндскую губернию а оттуда на привоз в Белоруссию многого количества вина. Я не понимал сему причины, какая бы была от того прибыль, чтоб из Белоруссии вывозя хлеб в Лифляндию и пересиживая оный там в вино ввозить паки в Белоруссию. Казалось мне, что прибыльнее бы было здешний хлеб, перецедив в вино, здесь же распродать и тем бы избавиться излишних туда и сюда на провоз расходов; но меня уверили, что будто Лифляндские экономы знают какое-то средство из меньшего числа хлеба большее количество доставить вина не прямым искусством, но какой-то сдобою.

9-е, Терпят здесь крестьяне недостаток в соли, оттого что казенная продажа опой въ 1794 году отменена а для вывозу оной из Риги не сделано распоряжения; но напротив того показывается им в том препятствие тем, что как продукты здешние выменивают они там на соль непосредственно от иностранных негоциантов, то и почитается сие за род торговли, купечеству принадлежащей, а потому рижскими купцами крестьянам cиe и возбраняется.

10-е, Поголовная хлебная подать, почитаемая здесь против прочих губерний тягостью, уменьшает тоже избыток в хлебе.

11-е, Сетуют здесь также, и мною лично при объезде губерний примечено, что многие небольшие дороги, по которым никакого прогона скота в столицу не бывает, сделаны также обширными как и большая, то есть, занято под них по 30 саженей шириною, чем многие удобренные поля или; лучше сказать некоторых владельцев почти целые владения под линии дорог сих отошли и через то запустели, что на них никакого посева хлеба не бывает.

12-е, Несколько тысяч душ, бывших прежде владельческими крестьянами, домогаясь дворянства, запустили без хлебопашества поля свои. 13-е, Недостаток в скоте отнимает способы к удобрению полей, и вообще от всего вышеописанного и тому подобного губерния сия терпит скудость в хлебе.
Tags: Беларусь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments