Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

Categories:

4.Смещение ключевого значения в транзите ЕС-Россия, ЕС-КНР в Беларусь и отчасти Литву и Латвию.

Война в Украине началась в момент глубокой модернизации транспортной структуры на пути между ЕС и Россией, ЕС и Китаем. Среди этих проектов выделяются:
1. Модернизация железных дорог. Особенно:
- Увеличение пропускной способности и скорости движения по ж\д Берлин-Минск-Москва. Решена проблема перестановки пар колес в Бресте с европейской колеи на российскую. С 1.01.2015г. по этой ж\д должны начать ходить поезда испанской компании Talgo, которые автоматически переходят с колеи на колею, занимая при этом совсем немного времени. Происходит резкое улучшение парка локомотивов. Оптимизируются таможенные процедуры. Идет модернизация отдельных участков ж\д с тем, чтобы средняя скорость движения приблизилась к 200 км\час
- Началось освоение ж\д сообщения между ЕС и КНР. Запущены фирменные поезда в Китай по Транссибирской ж\д и через Казахстан. Наиболее важными в это ключе являются начатые в 2012г. году движения поездов из Германии в КНР через Беларусь и Россию. Целью китайского направления ж\д транзита является переключение на этот путь до 10% грузооборота Китай-ЕС, резкое ускорение доставки в Европу из КНР и наоборот некоторых чувствительных к скорости товаров: радиоэлектронной продукции, бытовой техники и т.п.
- Открылась перспектива прямого сухопутного доступа к Ирану и Индии.
- Развернулась подготовка к строительству сверхскоростных ж\д в регионе Москвы и по линии Транссибирской ж\д. Зарезервирована территория для строительства сверхскоростной ж\д в коридоре ж\д Брест - Москва в Беларуси. Идет дискуссия о возможности строительства сверхскоростной ж\д Минск-Вильнюс-Калининград. Есть и другие проекты в этом ключе. Это должно позволить значительно увеличить долю континентальных перевозок между КНР и ЕС до более чем 10% от всего грузооборота и резко поднять геополитическое значение России.

2. В рамках увеличения товарооборота между Россией и ЕС, ЕС и КНР возник переговорный процесс по новым крупным перспективным проектам: строительство китайского порта в Крыму, возможные крупные китайские инвестиции в порту Клайпеды и в целом развитие порта Клайпеды как хаба для торговли стран Северной Европы с КНР, ориентированному на КНР крупному грузовому авиапорту в районе Орши (Беларусь), связанному с авто и ж\д сообщением стран региона.

3. Близка к завершению в 2020г. модернизация ж\д по линии Клайпеда-Минск, Вентспилс (Рига) - Орша. Эта модернизация позволит резко нарастить транзит грузов на ж\д Берлин-Минск-Москва (КНР), переориентирует около 3\4 транзита через порты Латвии к Белорусской ж\д. Модернизация ж\д на территории Беларуси и Украины открывала возможность к резкому росту транзита по линии Балтийское-Черное море также к 2020г. Развитие коммуникаций между Беларусью и портами Литвы и Латвии убрало также эффект монополизма Польши на этот транзит. Польша стала одним из игроков в транзитной теме, но потеряла ключевое значение в ней.

В результате войны в Украине возникла угроза всей системе внутриконтинентальных коммуникаций в момент, когда близилась к успешному завершению первая фаза модернизации к 2020г. и началось предметное обсуждение вопроса о строительстве сверхскоростных ж\д. Из всей шедшей в восточной Европе громадной коммуникационной трансформации вне угрозы паралича остались в основном белорусское направление и линия Балтийское море-Петербург.

В случае распространения украинского кризиса на Беларусь возникает угроза оставить для всей системы коммуникаций Россия (КНР) - ЕС в основном одно окно - порт Петербурга. Этого мало для сохранения заинтересованности КНР и ЕС в развитии континентальных путей сообщения в принципе. То есть война в Украине поставила под вопрос всю наметившуюся грандиозную перестройку коммуникаций между ЕС и Россией, ЕС и КНР. Это - одно из основных наметившихся геополитических последствий начавшейся войны.

Другое последствие: резкий рост геополитического значения Беларуси и связанных с нею Литвы и Латвии. Этот рост начался по мере модернизации транзитных путей по линии порты Литвы и Латвии - Беларусь и всего коридора Берлин-Минск-Москва-Китай. Война в Украине сделала ситуацию в двух конкурентных парах Беларусь-Литва, Беларусь-Латвия ключевой для всего процесса сближения ЕС с Россией и КНР.

Остальные главки из цикла "Война в Украине. Трансформация Европы."
Tags: Война в Украине. Трансформация Европы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →