Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

Category:

3.2. Противостояние России и Османской империи. Богарное земледелие в лесной части восточной Европы.

Война в Украине. Трансформация Европы.

Противостояние Российского государства во всех его исторических формах и Османской империи имеет большее значение в истории, нежели просто конкуренция двух крупных государств на периферии католическо-протестантской Европы, породившей колониальные метрополии, индустрию и т. д. От исхода в противостоянии исторической России и Турции зависело, сможет ли Россия быть одной из европейских великих держав или же останется далекой северной периферией Европы. Которую в какой-то момент можно будет попробовать колонизировать, как это было сделано европейцами с Африкой или Индией. Неудачные попытки превращения России в северную Индию предпринимались не раз. По большому счету от исхода противостояния России и Турции зависело смоет ли Россия отстоять свою именно европейскую идентичность, сможет ли занимать в рамках Европы такое положение, которое сделает Россию неуязвимой, неуничтожимой, неколонизируемой подобно тому, как стали такими неучтожимыми и неуязвимыми в Испания, Британия или Скандинавия. Но не смогли стать кельты с их государственностями, балты или финны. Критическая масса для сохранения Россией своей геополитической идентичности зависела от исхода противостояния России и Турции.

Почему?

Попробуем построить модель функционирования российского общества и исходя из нее увидеть характер противостояния Российского и Османского государств. Пусть это будет несколько пространно.

Прежде всего определимся. Что такое Россия и когда возник русский народ. Какова отличительная особенность русского народа и России как геополитической единицы.

Предложим тезис: русский народ и Россия возникли в результате и в момент крещения Руси. До того мы имеем разноплеменное население Руси. Происхождение правящего класса, создавшего Русь, и его состав во многом, а по династии — полностью — связано со Скандинавией. Идентичность, память, многие элементы культуры Рюриковичей и значительной части их дружины связывают их с отдаленными от Руси северными странами. Религия Руси неунифицирована. Попытка унификации сделана только в ходе религиозной реформы князя Владимира и его синкретизм оказался не удачным. Подвластные Рюриковичам племена не забыли к моменту крещения о своей идентичности. Значительная часть племен вообще говорит на финских языках. Племена платят дань князьям.

Сам правящий класс Руси оседлал путь из Варяг в греки и стремится взять под контроль все его ответвления: от Ладоги Днепра до западной двины, Немана, западного Буга и даже Тьмутаракани. Правящий класс не широко практикует вывоз рабов для продажи в Константинополе. Какой-то глубокой духовной связи между народом и политическим классом не то, чтобы нет. Но она не настолько сильна, чтобы остановить даже торговлю своими подданными как рабами на сторону. В чужие государства. Аналоги такой государственности истории известны. Многие, если ни большинство африканских государств южнее Сахары занимались именно этим. И нередко у этих государств торговля рабами в европейских факториях составляла основу экспорта и вообще дохода правящего класса. Русь языческая была полным аналогом таких африканских государств. А лежащая севернее степи территория Евразии была по сути северной Африкой, поставщиком рабов и некоторых простых товары для самого крупного рынка и державы той эпохи — Византийской империи.

Известно классическое выражение князя князя Святослава на этот счет при попытке основать новую столицу Руси в устье Дуная.

Крещение Руси изменило Русь полностью:
1. Народ и правящий класс теперь принадлежали одной вере и одной церкви. Не имело принципиального значения происхождение разных групп населения: скандинавы ли в прошлом, представители каких племен. В ходе крещения все стали православными, христианами. Христианство устоялось не сразу и находилось в окружении как языческих культов, так и иных развитых религий. Потому консолидацию по отношению к русскому православию общество и государство должны были постоянно отстаивать и защищать. Государство стало главным защитником православных в этой борьбе. Обрело духовную составляющую.
2. Торговать на сторону своими стало грешно. Торговля челядью исчезла не сразу. Но ее масштабы и отношение к ней изменились радикально.
3. Этот переход к народосбережению совпал с ослаблением значения пути из Варяг в Греки. Торговля с Константинополем потеряла свое прежнее ведущее для политического класс Руси значение. На первое место вышли доходы от хозяйственного освоения занятых земель. Началась быстрая внутренняя колонизация и земледельческое освоение территорий.

Города изменили свою структуру. Они в целом перестали быть преимущественно транзитными пунктами на международном торговом пути. Теперь города все более — это центра ремесла и локальной торговли для окружающих их сельско-хозяйственных территорий. Процветание территории теперь все более зависит от количества обработанной земли. Сельская местность создает спрос — города его удовлетворяют. Основным производящим классом общества стали земледельцы. Именно отсюда и устоявшаяся логика в их новом наименовании — крестьяне, христиане, русские. Крещение Руси открыло возможность демографического взрыва за счет земледельцев. Отсюда очевидна и логика в их наименовании.

С другой стороны. Крещение Руси совпало также с относительно спокойной геополитической обстановкой вокруг Руси. Кочевники в степи не обладали силой сокрушить русские княжества. Плодородная лесостепная полоса оказалась доступна для быстрой распашки. Регион Киева-Чернигова быстро набрал большую численность населения. Достаточную, чтобы выдержать противостояние с любым реальным внешним врагом. Это население определило и формат культурной унификации русских — русский язык как славянский, несмотря на то, что значительная часть территории Руси оставалась по составу населения и по бытовым языкам не русской. Тем не менее. Язык летописей, городского населения, дружин теперь стал однозначно русским. А его канон определялся диалектами в районе концентрации наиболее значительной массы населения — в регионе вокруг Киева.

Крещение Руси оформило русский народ с его базовыми чертами: земледельцы как основа хозяйства и наиболее многочисленный общественный класс. Русский язык как восточно-славянский язык, унифицируемый через письменную культуру при церквях. Православие под властью своего митрополита как своя вера и церковная организация. Государство, которое защищает земледельческое пространство русских от геополитических угроз.

Существует метафорическое выражение: в во время крещения Руси в воду вошли разные племена. А вышел из воды православный русский народ. Он и развивается до сих пор.

2.Предпосылки крещения Руси.

У крещения Руси были предпосылки. Крещению предшествовал длительный период, когда эти предпосылки созревали, пока возникла критическая масса, обеспечившая успех крещения. А затем и развития русского народа и России.

Среди этих предпосылок отметим ключевые:

- Богарное земледелие, адаптированное к пространствам леса и лесостепи.

Северное Причерноморье знало земледелие за несколько тысячелетий до возникновения Руси. Триполье было земледельческим. Скифы-пахари времен античной Греции уже играли большую роль в снабжении греческих полисов хлебом. Но в лесной части восточной Европы земледелие в заметным масштабах возникло примерно в эпоху существования ост-готской империи. Весь комплекс необходимых приемов и орудий труда сформировался в основном в рамках готского периода. Напомним их. Изба. Русская печь в избе. Кричное железо в большом количестве для изготовления на месте железных орудий труда. Это открыло возможность масштабного распространения земледелия в лесной части восточной Европы. Некоторое климатическое потепление в эту эпоху стало дополнительным фактором распространения земледелия на лесные пространства.

Сама ост-готская империя стала геополитическим фактором, который обеспечил защиту населения от внешних угроз и тем самым дал возможность новым формам хозяйства закрепиться в виде демографического взрыва на новых территориях. Не вдаваясь в политическую историю ост-готской империи просто заметим, что внутри готской империи готы жили в основном в северо-причерноморских степях, но в Прикарпатье уже были такие массы славян, что были способны поднимать восстания , попавшие в хроники (восстание Божа). После краха готской империи мы видим взрывной рост славянской колонизации как Балкан и северно Причерноморья (тиверцы, уличи), так и лесной части восточной Европы. После того. Как волны кочевников разрушили земледельческое производство в степи севернее черного моря славянская колонизация охватила прежде всего лесную часть восточной Европы. Славяне пришли и осели по западному Бугу, Припяти, в верховьях и среднем течении Днепра и западной Двины. Вплоть до Ладоги.

Земледелие этого типа не более чем технология. Она воспринималась разными народами. В разное время: германцами, скандинавами, балтскими народами и отчасти финскими. Но исторически так сложилось, что в лесной части восточной Европы распространилось оно преимущественно в следствие и во время массовой колонизации этих территорий именно славянами. Славяне же и пережили вследствие этого демографический взрыв, придавший славянам дополнительную устойчивость и доминирование относительно иных земледельческих народов.

Орудия труда и способ хозяйствования славян теперь обеспечивал им возможность быстрого роста населения на новых землях. Демографический рост у славян за счет этого был быстрее. Чем у местных балтов или финнов. Степные кочевые народы в силу географии и их устремленности в сторону Римских империй не представляли слишком большой угрозы славянскому населению лесов.

Устойчивое. В значительной степени земледельческое хозяйство в лесной части восточной Европы — это качественно новое для человеческой истории явление. Рим не вышел за рамки границы, где рос виноград. Славяне выйти смогли. В распоряжении славян оказалась технология, которая позволяла выживать и набирать большую массу населения на громадной полосе вдоль границы леса и степи от Рейна и до Тихого океана. Богарное земледелие (орошаемое дождем) в лесной части Евразии создало предпосылку для превращения леса в плацдарм для выхода из леса в более плодородные степи, лежавшие южнее лесной кромки. И только политические условия теперь сдерживали земледельцев от выхода к плодородной степи и развертыванию земледелия на степных черноземах. Противостояние леса и степи было начато в восточной Европе славянами. Они первыми из местных напродов обрели неуничтожимый потенциал, достаточный для перманентного давления на кочевые культуры степи с севера. А освоение более плодородных, чем северные лесные пространства степных земель составило основное геополитическое содержание всех больших имперских проектов земледельческих общностей восточной Европы.

Хронологически речь идет о периоде славянской колонизации восточной Европы после краха готской империи. Вплоть до возникновения киевской Руси. Крещение Руси опиралось на потенциал именно земледельческого хозяйства, адаптированного к лесной части восточной Европы. Взрывной рост запашки в районе Киева и вдоль границы леса и степи на Волыни после возникновения киевской Руси опирался на прочный лесной тыл. Который не исчезал более в истории никогда, какие бы разрушения ни испытывали земледельческие поселения в степи под ударами очередных кочевых народов. После очередного поражения натиск земледельческих государств из леса на юг и степь возобновлялся всегда.

Лесное земледелие сформировало собственные закономерности социального развития земледельческих социумов. Среди для понимания геополитики русского государства важны следующие:

1. Базовая единица хозяйствования — небольшое поселение — деревня. Необходимости в оросительных системах с участием большого количества населения. Как у речных цивилизаций Китая. Египта или Ближнего востока нет. Возможности прокормить большое поселение за счет высокого плодородия почвы. Как в черноземной степи — также нет.

Группа таких деревень нуждается в небольшом ремесленном центре и военном центре. Необходимости в крупном городе нет.

Наиболее удобная коммуникация в лесной части восточной Европы — река. Потому деревни и небольшие города тяготеют к рекам. Распространение земледельческих поселений также идет вдоль рек. Устойчивые социумы земледельцев формируется вокруг речной системы.

Урожайные и спокойные от бедствий годы приводят к падению детской смертности и демографическому взрыву в течение уже одного поколения. Демографический взрыв влечет за собою кризис микросоциума. Где он произошел. Конфликт поколений. Падение морали. Междуусобицы раскалывают такой социум. Выйти из кризиса за счет интенсификации хозяйства невозможно. Потому демографический взрыв провоцирует либо опустошения в силу кризиса в этом социуме. Либо — отпочкование от него очередных деревень и семей и освоение новых территорий. Земледельческий социум этого типа таким образом крайне агрессивен и способен нарастить свою агрессивность в течение жизни уже одного поколения.

Земледельческая часть восточной Европы — это пространство анархии небольших кустов поселений. Это пространство политического беспорядка и социо-культурных кризисов, остановить которые возможно лишь путем внешнего управления и постоянным изьятием части населения в успешных регионах для внешней экспансии.

В этом смысле легенда о призвании варягов на Русь — мифологически верное описание этой закономерности развития земледельческого общества в лесной части восточной Европы. Оно всегда стояло перед дихотомией в случае успешного развития: либо кризис и междуусобица и падение нравов либо — наведение порядка посредством прихода организованной внешней силы и канализацией этой внешней силой избыточного населения для внешней экспансии. Призвание варягов в Новгород должно было вызвать движение Новгорода вовне.

Восточная Европа в ее лесной части имеет очень монотонный ландшафт. Источников железа и иного сырья в этом регионе немного. Необходимость в торговых обменах невелика. Возможность коммуникации в основном привязана к рекам. География не создает возможности для того, чтобы какой-то регион стабильно вырывался вперед относительно иных регионов за счет особенностей своей географии и геологии. Лесное земледелие в основном распространяется экстенсивным путем. За счет освоения новых пространств, а не интенсификации производства.

Усиление того или иного региона лесной части восточной Европы связано в основном с внешними факторами: приток железа или воинов из-вне, транзитные пути международной торговли. Которые влекут за собою приток в транзитные города воинов и оружия из-вне, завоевание части территории леса народом или государством. Центр которого расположен вне лесной части восточной Европы (Прибалтика времен католической экспансии, Ладога до возникнвоения Киевской Руси, Новгород и Киев времен Киевской Руси и пути из варяг в греки).

Волны совершенствования земледельческого хозяйства в лесной части восточной Европы подсечное земледелие, трехполье и т. д. Не изменяли его кардинально. Увеличивалась продуктивность земледелия, становилось возможно на той же территории содержать большее количество населения. Но не изменялись сами закономерности функционирования социума: рано или поздно, на более высоком уровне наступал аграрное перенаселение. Которое вызывало кризис традиционной семьи и ценностей, беспорядок и междуусобицы. Что требовало канализировать избыточное население на освоение новых земель. Либо численность населения в силу междуусобиц и голода с эпидемиями падало само до приемлемого для состояния социума с его типом хозяйства на данной территории оптимума.

Из этой закономерности следует много следствий. Применительно к крещению Руси наиболее важным является, видимо. Отношение к жизни людей. Христианство требовало беречь жизнь каждого члена семьи и общества. Не убивать детей. Не убивать стариков. Не продавать в рабство лишних членов своего общества - не сокращать численность населения теми способами. Которые практикуют многие первобытные народы в условиях, когда наступает демографический предел для данной территории. Крещение заложило на многие столетия вперед базовую установку для русского общества: успешные годы обязательно влекут за собою территориальное расширение земледельческого пространства.

Впервые в истории возникло общество, которое по типу хозяйства и ценностям, по критической массе своего государства и численности своего народа приспособлено к освоению самых больших на планете пространств: леса в Евразии (и для чистоты абстрактных рассуждений. Добавим — северной Америки, хотя о ней речи в тот период, конечно, не шло) между зоной тайги и степью и самой степью вплоть до зоны пустынь. Ни одна речная цивилизация. Ни одна существовавшая тогда морская цивилизация таким потенциалом в конце 10-го столетия н.э. не обладали.

В этом смысле крещение Руси создало очень экспансионистскую по своей сути и потенциалу общность, возможно применительно к доиндустриальной эпохе — самую экспансионистскую общность на планете.

Османская империя, контролируя через кочевников в начальный период своего существования Степь не просто извлекала из лесной части Евразии дополнительные источники для своего быстрого роста. Лесная часть Евразии для Османской империи была не просто аналогом Африки. Османская империя сдерживала развитие очень перспективной земледельческой цивилизации, не допуская ее до освоения плодородных черноземных степей. В то же время тип хозяйствования , который доминировал в самой Османской империи как сложился в эпоху Рима, так и не вышел за рамки адаптивроанного к условиям теплого ближневосточного климата сельского хозяйства и торговли.

Османская империя обладала технологиями для земледельческого освоения степи. Завоеванные ею славяне на Балканах, ориентированные на Османскую империю народы Поволжья обладали опытом и умением сделать это. Но Османская империя подобно Риму и Византии не принимала решения выйти за рамки сложившегося на востоке Средиземноморья типа хозяйства и общества. А потому конфликт между лесной земледельческой цивилизацией в борьбе с Османской империей был конфликтом системным. Конфликтом между обществом. Которое могло и хотело и было вынуждено стремиться освоить степь и обществом. Которое стало сдерживать прогресс.

Лес нес в себе спору более мощной цивилизации, нежели та. Которую унаследовала от Рима и Византии Османская империя. И рано или поздно эта спора должна была воспользоваться неизбежным в истории ослаблением геополитического противника и выйти за пределы леса, распахать степь.

3. Политические закономерности развития земледельческого общества в лесной части восточной Европы.
Tags: Война в Украине. Трансформация Европы., Европа, Россия, Турция, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments