Kreml.org
Оппозиции в классическом понимании в Беларуси не существует
Петр Марцев
издатель и редактор "Белорусской деловой газеты"
10 октября 2005
Из выступления Петра Марцева, издателя и редактора "Белорусской деловой газеты" на круглом столе Европейского Форума и издательства "Европа", посвященного презентации книги Юрия Шевцова "Объединенная нация. Феномен Белоруссии") 4 октября 2005 г.
Когда мы говорим о конгрессе, об оппозиции, мы говорим о том, чего не существует. Оппозиционные группы разные, сообщества пророссийские, властные, белорусская суперэлита, прозападная суперэлита - но нет же оппозиции, то есть мы верим Александру Григорьевичу, который говорит, что она есть, она ему нужна. Поскольку люди, готовые выйти на площадь и системная работа оппозиции - это совершенно разные вещи. И оппозиции в классическом понимании в Беларуси просто нет. Я не согласен с тем, что невозможна трансформация власти. Нет, Лукашенко переступил, вышел за рамки политики, которую должен был бы вести. Можно обсуждать, как и когда, это нюансы, но он окончательно вышел в 2004 году, когда провел неконституционный референдум. Он нарушил ту рамочную политику, которую он был вынужден вести и проводил как умел. Я не уверен, что белорусская элита не готова к трансформационным сценариям. Я думаю, что готова, и прежде всего готова белорусская элита, о которой здесь, в общем-то, очень мало говорится, потому что подразумевается, что государство, чиновничий аппарат, директора и многие-многие другие службы - это единое целое.
Нет, это разные люди. И они достаточно опытные, они профессиональные, они знают государство, в отличие от всех остальных, которые с государством просто не знакомы. Я не знаю, что пишут в книгах, но я точно знаю, что ни один из них не имеет опыта работы государственного управления. И меня гораздо больше интересует, что будет после штурма, чем что будет во время штурма. Это не значит, что прозападная оппозиция не имеет своей роли. Она играет огромную роль. Но я не очень понимаю две взаимоисключающие вещи: если оппозиция считает, что Александр Григорьевич нелегитимен и не имеет права баллотироваться, то зачем обсуждать выборы 2006 года? Я думаю, что наша прозападная оппозиция ошибается и тратит время не на ту проблему, которая действительно есть. Что касается перспективы белорусско-российских отношений, то на сегодняшний день мы имеем завершающую стадию блестящего PR -проекта союзного государства со стороны Александра Григорьевича. Для чего это было нужно России, вам виднее, но своя точка зрения у меня есть: наверное, для того, чтобы скрыть отсутствие геополитической стратегии. На мой взгляд, сейчас у России есть некоторый этап для выбора. Потому что на самом деле я смотрел на Никиту Белого, который сидел после конгресса очень задумчивый. Он произнес одну фразу: то есть, это мы сейчас будем, значит, поддерживать националистов? - сам себя спросил. И я понял, как ему тяжело даются эти размышления.