Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

На "РБК-daily" о белорусском алгоритме вхождения на рынки стран Третьего мира

"Прорыв в постиндустриальный мир
On-line
Готовят Путин и Лукашенко
По итогам года определилась модель выхода Белоруссии на рынки стран третьего мира. Эта модель очень тесно касается и России, поскольку отсюда крупные белорусские машиностроительные заводы получают свыше половины комплектующих. Фактически на эти новые рынки машиностроительный комплекс Белоруссии и России во многом выходит сообща.

Белорусская «модель» заключается в простом алгоритме: государство (в основном сам Лукашенко) находит точки соприкосновения по стратегическим вопросам с руководством стран – в основном из числа тех, что бросают в своем регионе вызов США. Сейчас это в первую очередь Китай, Венесуэла, Иран. Белоруссия предоставляет им заманчивую возможность повысить уровень их обороноспособности путем создания более совершенной системы ПВО и особенно системы военной связи, а также управления войсками и боем. Со времен СССР эти производства в Белоруссии были особо развиты и сохранились до сих пор. Они унифицированы с российской военной техникой, которую РФ, как правило, поставляет в эти же страны самостоятельно. Белорусский вклад обычно настолько привлекателен для этих стран, что даже если какая-то страна пока и не получила эти системы, сама надежда на обладание ими заставляет ее стремиться к стратегическому партнерству с Минском. Важно, что эти страны не опасаются Белоруссии с политической точки зрения и не имеют негативного шлейфа в истории взаимных отношений, как это иногда бывает в случае с Россией.

Выйдя на уровень стратегического партнерства, Белоруссия стремится подключить свои крупные промышленные предприятия к государственным программам, реализуемым в этих странах, и получить доступ к источникам углеводородов и к их инвестиционным ресурсам. Наиболее ярко эта модель проявилась в конце текущего года в отношениях Белоруссии и Венесуэлы. Уго Чавес развернул своего рода индустриализацию Венесуэлы, и в эту программу широко входит РБ. Определилась стандартная схема для крупного белорусского завода.

Возьмем БелАЗ (около 30% мирового производства большегрузных карьерных самосвалов). В Венесуэле предполагается построить завод, который на 40% будет принадлежать Белоруссии через совместное предприятие. Причем эта доля будет обеспечена в основном белорусским интеллектуальным вкладом. По сути, это живой экспорт технологии. Венесуэльцы за свой счет строят предприятие, прорываются на рынки всей Латинской Америки, разрешают все политические риски, обеспечивают дешевое сырье и энергию. Белорусы должны в учет своих 40% предоставить им саму технологию, подготовить местные или завезти свои квалифицированные кадры, создать рабочий коллектив и систему подготовки кадров на местах, построить само производство. Сборочный завод можно создать за год-два. На производство с доминированием венесуэльских комплектующих и т. п. потребуется 10–15 лет в лучшем случае. Причем в Венесуэле никогда не будет аналогичной по мощи системы технологического развития этого производства. В Белоруссии же это часть десятилетиями создававшейся системы, которая начинается от политехнической средней школы.

Итак, завод в Венесуэле, который закроет половину растущего потребления подобной техники в Латинской Америке (на новом для БелАЗа рынке), такой же завод – в Иране, аналогичный – в Китае, еще где-нибудь поближе к рынкам сбыта – и на территории Белоруссии можно сворачивать энергоемкий и ресурсоемкий массовый конвейер, оставив развитие технологий и производство наиболее сложных, уникальных образцов, а также производство для наиболее требовательных к качеству, но готовых особо дорого платить рынков развитых стран, в основном – ЕС.

По примерно такой же схеме в Венесуэле будут создаваться производства и других крупных белорусских заводов. По МАЗу – максимальный проект ориентируется на 20 тысяч машин в год, то есть свыше половины от нынешнего мазовского уровня. Если выдержать эту «максимальную» логику и перенести ее на остальные проекты, то можно вести речь о переносе в Венесуэлу по максимуму примерно половины нынешней мощности основных машиностроительных предприятий Белоруссии. И все – за счет Венесуэлы, с вкладом со стороны РБ только в виде технологий. Точно та же схема по добыче нефти, и вскоре, видимо, еще и газа и их переработке в этих странах.

Идеальная схема! Если она действительно распространится и на Иран с Китаем (и другие страны третьего мира), это будет создание как бы второй Белоруссии за их счет на базе их рынков. На территории самой РБ это позволит высвободить ресурсы для рывка в этих же отраслях, в сфере услуг, в энерго- и ресурсосберегающих технологиях. Можно назвать это иначе: подразумевается постепенный вынос за пределы республики наиболее энергоемких производств поближе к рынкам сбыта. Но ставка при этом сделана не на захват самого рынка, а на участие в стратегически важных для данных стран государственных программах, обеспечивающих контроль над рынком почти автоматически. В этом отличие от стандартной модели действий ТНК. Речь идет о глубокой кооперации между государственными экономическими машинами, а не простом неэквивалентном обмене посредством создания ТНК с Белоруссией в качестве базирования.

Сейчас в рамках этой модели предполагается построить в Венесуэле заводы-клоны БелАЗа, МАЗа, МТЗ – ведущих машиностроительных предприятий РБ. Они втягивают на рынок этой страны и всей Латинской Америки другие предприятия этой отрасли – «Амкодор», МЗКТ (Минский завод колесных тягачей), Гомсельмаш и т. д. Переговоры по активизации этих предприятий в Венесуэле также идут.

Эти белорусские прорывы полностью сочетаются с российскими аналогичными прорывами. У России и Белоруссии – разные точки входа на одни и те же рынки, но очень сочетаемые экономические структуры, а также – политическая линия. Видимо, наступает время глубокой белорусско-российской кооперации на этих рынках и совместной социально-экономической политики в рамках перехода регионов концентрации машиностроительных производств к этой классической постиндустриальной схеме.

ЮРИЙ ШЕВЦОВ

http://www.rbcdaily.ru/2007/12/27/focus/311743 "

***



Справочный материал

БелАЗ создает в Венесуэле совместное предприятие "Вен-Бел-Комьёнес"


26.12.2007 15:41


26 декабря, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА. Белорусский автомобильный завод создает в Венесуэле совместное предприятие "Вен-Бел-Комьёнес". Этот проект будет осуществляться поэтапно, СП начнет действовать в 2009 году, сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник управления маркетинга РУПП "БелАЗ" Сергей Кудин.

Он отметил, что в настоящее время стороны обсуждают условия создания СП, готовятся учредительные документы. Предполагается, что доля белорусской стороны в уставном фонде предприятия составит 40%. "Строить завод по производству автомобильной техники будут венесуэльцы. Задача БелАЗа в этом проекте - обеспечить предприятие интеллектуальной собственностью", - пояснил Сергей Кудин. Он также подчеркнул, что речь не идет о поставках белорусских машинокомплектов. Предприятие в Венесуэле с участием БелАЗа будет заниматься производством крупногабаритной автомобильной техники.

В середине января 2008 года ожидается приезд на БелАЗ венесуэльской рабочей группы в составе юристов и экономистов для детального обсуждения проекта с учетом законодательств двух стран.

В 2007 году БелАЗ реализовал в Венесуэле 15 карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-110 т. Это были первые поставки белорусской карьерной техники в Венесуэлу. Ранее разовые продажи автомобилей "БелАЗ" на рынке Латинской Америки осуществлялись в Чили и Перу. В настоящее время изучается также рынок Бразилии.

Наряду с поставками техники БелАЗ сейчас занимается созданием сервисных центров по обслуживанию машин. В Венесуэле их будет как минимум три, они расположатся в регионах эксплуатации - там, где ведется добыча полезных ископаемых.

На БелАЗе работает более 9 тыс. человек, в объединении - свыше 12 тыс. Предприятие создано в 1948 году в Жодино. За это время разработано более 400 модификаций карьерных самосвалов от 27 до 320 т. Выпущено свыше 120 тыс. единиц карьерных самосвалов, которые работают в 50 странах мира. Белорусский автомобильный завод входит в семерку ведущих мировых концернов по производству карьерной техники - Komatsu-Dresser, Euclid-Hitachi, Caterpillar, Liebherr, Terex, Kress. В классе грузоподъемности 110-130 т БелАЗ контролирует 30% мирового рынка карьерных самосвалов.

Кроме самосвалов и техники для обслуживания карьеров БелАЗ выпускает дорожно-строительные машины, специальный транспорт для металлургического производства, подземные транспортные средства. Предприятие имеет собственную конструкторско-исследовательскую базу, выполняет заказы на проектирование и изготовление техники для горнодобывающей промышленности, других отраслей народного хозяйства.

http://news.belta.by/ru/news/econom?id=192040

Беларусь в течение 2-3 лет создаст в Венесуэле заводы по производству тракторов, автомобилей "МАЗ" и "БелАЗ"


10.12.2007 07:58


10 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларусь за 2-3 года намерена построить в Венесуэле по меньшей мере три завода: по выпуску тракторов, автомобилей "МАЗ" и "БелАЗ". Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

На первом этапе это будут сборочные производства, которые впоследствии планируется вывести на полный технологический цикл.

Как отметил первый вице-премьер, в настоящее время Беларусь работает с Венесуэлой по многим направлениям: в машиностроении, нефтехимии, строительстве, научно-технической сфере. Кроме того, обсуждаются возможности участия белорусских специалистов в газификации венесуэльской территории.

Во время визита президента Беларуси в Венесуэлу было подписано 16 документов на межправительственном уровне, а также почти полтора десятка документов в виде контрактов между субъектами хозяйствования.

http://news.belta.by/ru/news/econom?id=189368

МАЗ рассматривает варианты создания сборочного производства в Венесуэле


07.12.2007 15:18


7 декабря, Минск /Елена Солоненко - БЕЛТА/. Вопрос создания сборочного производства Минского автомобильного завода в Венесуэле находится в стадии переговоров. Об этом сегодня журналистам сообщил технический директор РУП "МАЗ" Александр Ракомсин.

По его словам, в настоящее время генеральный директор ПО "БелавтоМАЗ" находится в Венесуэле, где этот вопрос будет обсуждаться. "В наших планах организация сборочного производства автомобилей присутствует", - констатировал технический директор.

На переговорах с коллегами из Венесуэлы, прошедших несколько недель назад, была оговорена номенклатура выпускаемых в перспективе машин. "Пока трудно сказать, какое количество автомобилей МАЗ может производиться в этой стране. Рассматривались варианты производства от 3 тыс. до 20 тыс. грузовиков в год", - сказал Александр Ракомсин. Окончательное решение будет принято в ближайшее время. Поэтому сегодня категорично заявлять, какое количество автомобилей будет выпускаться, невозможно. Это будет зависеть от спроса, цен, стоимости доставки, сборки, отметил он.

Александр Ракомсин также проинформировал, что Минский автомобильный завод осуществляет поставки грузовых автомобилей в Венесуэлу. В настоящее время отгружено около 50 машин. Предприятие также заключило контракты и на дальнейшие поставки.-

http://news.belta.by/ru/news/econom?id=189174
Tags: Выступления в СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments