Юрий Гуралюк (guralyuk) wrote,
Юрий Гуралюк
guralyuk

На preemniki.ru про грядущую эпоху Медведева - либерализм ли "это будет"?

Газовый Медведь в большой Европе
06.02.2008
Постпутинское пространство. Либеральный курс России – это удовлетворение части ожиданий Запада по вопросу об углеводородах.

Можно рассчитывать, что имеющий либеральный имидж Медведев попробует сразу после избрания сыграть на своем имидже, улучшить отношения с Западом, прежде всего с ЕС. И, наверняка, найдет сторонников такого сближения и на Западе.

Но возможно ли решение за счет либеральных шагов тех проблем, которые нарастают в отношениях России и Запада?

Запад, в первую очередь восточно-европейские страны страдает от роста мировых цен на углеводороды. Конфликт между Европой как основным потребителем российских углеводородов и Россией является конфликтом интересов. Каким бы ни был внутриполитический курс России при Медведеве, какой бы ни была либеральной риторика Медведева, а проблема роста цен на российское сырье останется. Запад ожидает от России низких цен на углеводороды и решение этой проблемы с точки зрения Европы имеется. Это – формирование конкурентного рынка газа, в первую очередь газа в Восточной Европе.

Формирование такого рынка процесс сложный. Но он в любом случае включает в себя допуск на этот рынок газа из региона Каспийского моря и демонополизацию газового рынка, а также равный доступ к трубопроводам разных субъектов этого рынка. Внутри России должен произойти переход на ту же формулу формирования цены на газ, которая принята в ее расчетах с европейскими потребителями. Неизбежное ожидание Европы при формировании такого рынка – доступ европейских добытчиков к российским месторождениям сырья.

Сложно представить себе, чтобы самый либеральный российский курс мог слишком далеко зайти в уступках Европе на этом пути. И главная причина тому – высокая себестоимость добычи углеводородов в России, отсутствие у России средств на поддержание своими силами даже имеющегося уровня добычи сырья. Демонополизация газового сектора, формирование свободного рынка газа в Европе – это изъятие средств у России и так недостаточных для развития сырьевого сектора.

Потому надо ожидать сохранения напряженности в отношениях России и Запада. Особенно в отношениях Росси и восточно-европейских стран. Бедные страны теряют больше богатых. Конфликт интересов восточно-европейских стран с Россией по ценам на углеводороды острее, а возможностей внеэкономического давления больше. Транзитная карта в их руках.

Либеральный курс России – это удовлетворение части ожиданий Запада по вопросу об углеводородах. Может ли Медведев хотя бы поначалу сделать что-то на этом направлении, не предпринимая демонополизации газового сектора России? Может. Уменьшить потребление газа внутри РФ и за счет этого увеличить поставки газа в Европу. А также – закупку в Европе технологий для модернизации энергоемкого производства и потребления энергии в России. Перевод внутренних цен на газ в России на европейскую формулу их исчисления, практически неизбежный вскоре после президентских выборов, - это несомненно либеральный шаг. Это шаг Запад оценит высоко. И этот шаг дает возможность для политического контакта Медведева с Западом, прежде всего с Европой, пока ресурс этого шага не будет исчерпан.

Что можно выторговать у Европы за такой шаг? Ведь на деле это совсем небольшая уступка Европе в удовлетворении ее интересов по российским углеводородам. Прежде чем ответить на этот вопрос ответим на другой вопрос: какой сценарий конфликта с Европой грозит России непосредственно? Кто движитель наиболее острого и быстрого сценария?

Видимо, не является сложным признать: наиболее острым противником России в Европе являются сейчас восточно-европейские страны. Они наиболее страдают от роста цен на углеводороды. Они же находятся в состоянии особо острого идеологического конфликта с Россией по своим внутренним причинам. Все они еще не прошли через постсоветскую дерусификацию и десоветизацию. Наконец, сам комплекс восточно-европейских стран еще не устоялся. Украина, Грузия, Молдова, Беларусь – еще являются странами. Потенциально способными или становящимися частью восточной Европы. Борьба за них обостряет отношения России и восточной Европы.

Именно конфликт России и Восточной Европы – наиболее опасная часть отношений между Россией и Европой в целом. Именно этот конфликт надо разрешать или оттягивать в первую очередь, пока будет действовать эффект от прихода к власти в РФ «либерального» Медведева и роста внутренних в России на газ.

В принципе, решение этого конфликта между восточной Европой и Россией есть. Стоит этот конфликт оттянуть примерно до 2020 года, или немного ранее того, т.е.на два срока российского президентства и углеводородная ситуация в Европе изменится кардинально. К 2020 году должна быть реализована принятая недавно энергетическая стратегия ЕС. На смену углеводородной энергетике придет более диверсифицированная энергетика. Значение российских углеводородов упадет для Европы кардинально. А вместе с тем ослабеет и угле-водородный конфликт интересов с восточными европейцами.

Конечно, тогда появятся иные конфликтные темы. Но углеводородная тема ослабеет. И появится возможность поискать решения новых проблем новыми путями, которые сейчас видны слабо. Вполне возможно совместно с развитыми странами Европы, с ЕС в целом поискать пути предотвращения будущих конфликтов в постуглеводородной энергетике сейчас, до того, как эти проблемы созреют. За счет координации энергетической политики ЕС и РФ на перспективу, за счет взаимопересечения новых энергопроектов России и ЕС. Такая политика могла бы стать основой взаимной интеграции России и ЕС. Возможно даже основой политики подключения России к процессу европейской интеграции.

Под такую политику возможно выстраивать поэтапные, но очень глубокие отношения партнерства России и ЕС уже сейчас, исходя из того, что реальное вступление России в ЕС или в иной форме участие России органах управления ЕС станет возможно только лет через 10-20. Если нанимать под либерализацией подобную линию внешней и внутренней политики России при Медведеве, то тогда, конечно, можно называть его либералом, а его время правления оттепелью. Тем более, что если Медведеву удастся выстроить с Европой подобные отношения, то в идеологии действительно будут либеральные поползновения весьма заметны. Сближение в ценностях как правило происходит быстрее сближения в реальной политике. Главное не перепутать: потенциальная оттепель – это не следствие борьбы российского народа за либеральные ценности, свободу и проч, а обычная адаптация внутренней и внешней политики России к требованиям и ожиданиям основного внешнеэкономического партнера России – Европейского Союза. Внутренних основ у такой либерализации будет не больше, чем у псевдолиберализации 90-х годов, если не меньше.

И это если удастся выстроить отношения с ЕС, преодолеть сопротивление восточно-европейских стран такому сближению после 2009 года, когда возникнет единая внешняя политика ЕС согласно Лиссабонскому соглашению. Это еще может и не получиться…

Юрий Шевцов

http://www.preemniki.ru/publications/178
Tags: Выступления в СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments