Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

nuclear

87. Почему китайцы не освоили современный российский Дальний Восток?



"История Поднебесной" С.А.Нефедова. Там в основном о предпосылках возникновения первых китайских государственностей и их упадке.
Почему все таки китайцы не выходили всерьез за рамки своей экологической ниши в долина двух великих рек? Их стратегии выживания в разные моменты давления на них из-вне хорошо видны.
Вбирание в себя очередных завоевателей.
Ассимиляция завоевателей.
Оборона от кочевников через пограничные линии защиты разного типа: от подвижных конных армий до стены, формирование пограничных групп китайского населения типа русских казаков,
скупка варварских племен,
культурная экспансия на кочевников,
интриги среди кочевников - все это сознательно использовалось.
Но все это было привязано к своей экологической нише. Источником силы и слабости Китая была степень процветания земледельческой культуры в долинах двух рек. А, значит, Китай был обречен на регулярные опустошения из-вне при первом сбое системы управления или очередном демографическом перегреве.
Между тем, выход из стратегического тупика у Китая был: морская экспансия на север и освоение тайги.То,что сделали русские землепроходцы мизерными силами на огромные расстояния позднее.
Серебро. Золото. Пушнина. Морской зверь. Рыба. Дерево и лесные товары. Всему этому добраться до Китая было совсем близко. Морские фактории и прямые маршруты по Маньчжурии создавались легко. Огромная Река как дорога внутрь континента - Амур - тоже была. Избыток населения тоже обычно был.
Освоить территорию современного российского Дальнего Востока китайцам было бы легче, чем позднее очень отдаленной и обычно гораздо менее населенной России.
Китайские же лесной край - это условия для освоения лесо-степи и степи Маньчжурии. А,значит, возможность двигаться на запад по тем же стратегическим точкам,по которым двигалась позднее на восток Россия - закрыть Джунгарские ворота, давить на степняков с севера вторым фронтом и т.д.
Что сдержало китайцев? Малый ледниковый период? На севере было холоднее, чем во время экспансии русских землепроходцев?
Слишком традиционалистские господствовавшие в Китае философские школы, не ориентировавшие китайцев покидать свои реки?
Слишком хорошие условия для развития сельского хозяйства и взрывного роста народонаселения в случае наведения порядка в управлении на территориях своих рек? Делавшие нерациональным делом расширение экологической ниши? А расширить волевым решением через создание монастырей на севере, как делали позднее тибетцы и русские?
nuclear

86. Китай. Преодоление демографических циклов. Ограниченность традиционализма. Коммунизм



"История Поднебесной" С.А.Нефедова. Перечитываю и словно раньше не читал...
Вспомнилась одна беседа в Китае. Мы долго были в одном важном для них храмовом комплексе культа предков. И в древнем буддийском монастыре. Тот был действующим.

Была возможность попросить показать прежде всего храмовый комплекс. Принимающая сторона были местные партийные структуры. Для нас важная провинция.

Потом мы долго. Много часов. Часов 5, может, 7, беседовали о современной китайской идеологии и партийной идеологической работе. Это очень напоминало философско-идеологический семинар.

Итогом было: мы - не конфуцианцы, не даосы, не буддисты.... мы - коммунисты. Очень продуманная позиция в откровенном разговоре.Идеологическую схему работы они строили, исходя из этого: мы - китайские коммунисты.

Перечитываю С.Нефедова,вспоминаю и думаю: а какой был у Китая выход из его географии и связанных с нею демографических циклов?

Свой земледельческий остров на двух реках они в конце концов освоили. Его можно было расширять в основном на Меконг. Это они делали. Но там хватало и своих крестьян.

Маньчжурия? Холодно. В принципе, распахать возможно и это делалось. Но в общем с Хуанхэ, Янцы и тем же Меконгом не сравнить.

Индонезия... попытки были, но неудачно.

Америка? Смена типа земледелия на "русский". Не в долине теплой реки. Теоретически да.

Северный Казахстан-Сибирь? Тяжело, но в общем как с Маньчжурией думать про это было можно.

Но "русский" путь земледелия,давая решение демографической цикличности, требовал отказа от почти всего, что привычно.

Другой путь - не земледельческой индустриализации и урбанизации, каким пошла Великобритания в Европе. Промышленность, нависающая над деревней. Это тоже радикальная ломка почти всего, что привычно.

Это я к тому, что все традиционные китайские идеологии были слишком адаптированы к их демографическим циклам, династическим циклам и т.д. Все - они лишь ограниченно рациональны.

Именно понимание или как минимум ощущение этого я и видел своими глазами.

Нынешний Китай - не очень-то традиционен. По-крайней мере, на уровнях, где принимаются важные решения.

nuclear

85. Китай. Поиск преодоления демографических циклов через идеологию и культуру



Перечитываю "Историю Поднебесной" С.А.Нефедова. Мне его концепция близка. Или во всяком случае не вызывает слишком большого внутреннего сопротивления.

Скорее всего рядом с нею, параллельно с его периодизацией через демографические циклы и технологические заимствования есть место и циклам иной природы. Гумилевским, например, или иным, более долгим.

Есть место и сопротивлению человечества мальтузианской обреченности на регулярную резню, голод и эпидемии. Сама формула китайской идентичности, частью которой выступает иероглифическая письменность и чиновничьи классы с экзаменами - это попытка избежать этих циклов.

Проблема переселения в какой-то момент была в Китае хорошо известна с древности. Общество всегда искало ее решения. Не обязательно это решение могло лежать в области методов материального производства.

nuclear

84. Дерзкое-новое-банальное

Научные тезисы сейчас стареют очень быстро. Я сформулировал примерно этот вывод по развитию ЕС в недавней книге, вышедшей всего лишь в прошлом году. И тогда он звучал очень актуально. Хорошо помню, как его восприняли на конференции "Международной жизни "Ялте 2018.
Ядро-периферия ЕС. Непреодолимое отставание в темпах развития частей ЕС и т.д.
Теперь - все. Идея в массах. Скоро она настолько станет банальной, что уйдет даже из публицистических сайтов.
Отстаивать авторское первенство или одно из "первенств" уже абсурдно.
Остается лишь вспоминать, как идея рождалась в своей голове и видеть инфраструктуру этого рождения. Что читал. Как перепроверял. Какие методы анализа использовал. Что не досказал. И как можно посмотреть на идею с другого ракурса.
Эта инфраструктура в своем сознании, кстати, помогает создавать новые идеи в этой же тематической плоскости. На прошедшей конференции "Международной жизни" я это и сделал. Тоже, кстати, было воспринято очень хорошо. Возможно даже лучше, чем демография восточной Европы в 2018 году.
Надеюсь, скоро выйдет публикация, и она точно также быстро разойдется по публицистике.
У меня было много эпизодов, когда мои идеи становились частью массового общественного сознания. Тем более, когда еще и преподаешь. А ученики никогда не могут адекватно оценить новизну идей. Им всегда это кажется обыденным заданием на запоминание.
Я сам от забвения авторства особо не страдаю. Информационная эпоха. Все устаревает мгновенно. Надо принять как данность.
Единственное, бывает неудобно при общении с теми, кто сделал мои идеи источником своего заработка или карьеры сознательно. Они могут раздражаться при встречах, чувствуя за собою интеллектуальное присвоение, за которое не расплатились. Бывает.становятся враждебными.
Но тут выхода нет. Надо просто правильно выбирать момент и форму обнародывания новой идеи. И целевую группу для этого.
nuclear

80.Шведский профессор. Климат. Каннибализм. New York Times.Внутренний вирус европейской цивилизации.

Я бы это заявление рассматривал через окна Овертона. С вмешательством в генетику людей подобное уже произошло.
В практическом плане такие информационные вбросы (New York Times и далее по мировым СМИ) - это расширение моральных рамок в дискуссиях о применении силы в политике.
В данном случае направление сброса моральных рамок очевидно - Третий мир, расчеловечевание мигрантов, актуализация расистских европейских комплексов относительно Третьего мира, колониального мышления и т.д.
Это своего рода перепев "хватит кормить". Так сказать: "пора их есть" или "пора дать им есть друг друга".
Расизм - это внутренний вирус европейской цивилизации. Он выходит на поверхность обычно на периферии Европы или превращается в болезнь европейской культуры в моменты ее системных ослаблений. Во время технологических революций прежде всего.
Его формы всегда специфичны. Он адаптируется к очередному состоянию европейской культуры. Мимикрирует.
В первой половине 20го века этой формой стала "мечта" о всевластии науки и евгенике. Сейчас неизбежна новая мутация под либеральные образы.
Пока европейская культура все вспышки этой болезни преодолевала. Но очень большой ценой.
nuclear

68. Заведомое поражение христианской коалиции против монголов, если бы ее создали



Вновь задумался: а каким мог быть военный ответ "Европы" на действия татар в идеале? Предположим, Папа и Ордена после битвы при Калке и удара монголов по Средней Азии и Кавказу сделали политические выводы. Стали готовиться к большой войне с монголами.
(Это я пытаюсь понять стратегический замысел Батыя с иного ракурса)
Тогда логично было бы:
1. Не атаковать язычников-балтов. Переориентировать Ордена на войну в степи. В Польше сделать ставку на оборону от язычников. Дать возможность свободно,без конкуренции с Орденами, воевать против язычников скандинавам.
2. Установить более тесный союз с русскими княжествами. Даниил Галицкий на такой союз и в реальной истории шел. Стремиться сформировать большой союз против татар с частью русских княжеств. Прежде всего, с теми, кто был разбит при Калке.
Выйти на общий Крестовый поход против татар. а не язычников, как произошло в 1236 году.
3. Установить гораздо более тесный союз с бегущими от татар половцами. Готовиться вести войну в степи , опираясь на эту часть половцев. Отправить Ордена в причерноморские степи.
4. Слабые места у кочевников были известны: проход между Уральскими горами и Каспийским морем. Нынешняя река Урал. основной фронт пытаться создать там.

(Подобная идея витала весь 14 век. Собственно, поражение христианской коалиции Витовта от татар в битва при Воркскле в 1399 году - это именно она.)
Для этого провести превентивную войну на Кавказе. Так как на Калку монголы пришли рейдом,обойдя Каспийское море с юга и пройдя через Кавказ.
У Чингизхана было нормальное понимание стратегии завоевания Европы и Руси. И я сейчас пишу элементарные для военного штабиста вещи: контроль за рекой степным проходом по реке Урал обеспечивается контролем за степями у Северного Кавказа.
Контроль за этими степями со стороны монголов делал бессмысленной концентрацию войск для обороны по Уралу. Эти войска оказались бы в мешке между Волгой и Уралом в условиях мизерного снабжения в местности с плохим климатом. По сути снабжение было бы возможно лишь по Волге. А на Волге оставалась проблема включения в общий фронт против монголов исламской Булгарии.
И Батый атаковал южную Русь и Европу только покорив Кавказские степи.
Монголы также предварительно захватили Среднюю Азию, а , значит. могли вести войну в Кавказе, опираясь на среднеазиатские ресурсы долго и масштабно.
Да и мир между крестоносцами и мусульманами в это время заключить было нереально. Даже против монголов.
То есть 2 фронта: по Кавказу и Уралу христианский мир создать не мог.
5. С другой стороны, даже если бы эти 2 фронта создать удалось, военная техника монголов радикально превосходила христиан и мусульман.
В случае прочного союза значительной части кипчаков с христианами, монголы могли принять иную стратегию войны на Западе, чем та,которую приняли на курултае в 1235 году. На курултае было решено воевать в разных регионах силами в основном местных народов. Не перегонять народы из одной части великой степи в другую. ссылались там на угрозу болезней этих народов в ином климате.
Потому Европу и атаковали в основном подчиненные монголам тюрки. В случае формирования христианской коалиции для войны в степи, против христиан могли пойти в большей степени сами монголы. А они были боеспособнее тюрок. То есть поражение христиан при такой войне в районе Дона-Волги-Урала было по сути предрешено.
Нет. Военно-стратегического решения,которое бы позволило отразить удар Батыя у христиан все таки не было.
nuclear

59. Походы русских войск в составе Орды. Быстрая самостоятельная татаризация Галицко-Волынской Руси



К этому: Почему россияне (московиты) являются потомками орды, а не Киевской Руси?

Попалось простенькое перечисление участия русских войск в походах Орды по годам. Насколько могу ориентироваться оно верное. Идеология статьи - это на любителя. Но, вот, по списку интересно.
У меня примерно так и получается: регион Киева-Чернигова-Переяславля был вырезан и опустошен. Новая воинская культура, связанная с татарами - естественным образом - Владимир и Галицко-Волынское княжество.
Опустошение киевского традициионного ядра руси, и так ослабленного усобицами, разделяло захваченную татарами Русь на две части. Галицко-Волынское княжество должно было тяготеть к той части Золотой Орды, которая была размещена в низовьях Дуная и Днепра. И специализирована на набегах на Южную и центральную Европу.
Так оно в итоге и вышло.
Не помню, чтобы в этом княжестве татары производили перепись населения, как в северной Руси и Новгороде. Но известно, что князь Даниил, вернувшись из бегства в Европу, получил от Батыя ярлык на свое же княжество и очень быстро перестроил свою дружину на татарский манер: вооружение, организация.
Без усвоения всей логики подготовки татарских войск - снабжения, подготовки воинов, внутренней дисциплины на круговой поруке пол Ясе и т.д. это бы не работало. Значит, Даниил Галицкий своими руками должен был гораздо быстрее, чем князья северо-восточной Руси произвести перестройку всего своего княжества по-крайней мере в значительной степени на татарский манер. В т.ч. и по налогам и переписи населения.
Интересная мысль походя. Надо обдумать,исходя из логики действий татар по Европе после удара 1241-42 года по ней.Штрих.
nuclear

57. Уничтожение горожан как носителей традиции варяжской Руси. В пользу традиции крестьян.



Перечитываю С.Нефедова историю России. Период по киевской Руси и Орде. Словно раньше и не читал...
Задумался: а, ведь, верно: в ходе удара Батыя и первых последствий завоевания было сильное ослабление традиционного населения городов.
Города нависали над крестьянством и в действительно в значительной мере состояли из потомков варяжских родов, особой близости с крестьянами не ощущавших. И не имевших.
Все верно: горожане не платили налогов и города владели крестьянской массой вокруг себя.особенно, после распада Руси на мелкие княжества с ведущей ролью городского веча или "городского" местного князя из Рюриковичей.
Завоевание уничтожило и массу горожан и систему веча и в общем уравняло горожан с крестьянами в правовом положении по налогам.
Города в целом ослабели. особенно традицитонные города. Рост пошел новых: Новая Рязань на новом месте. Москва. Тверь. Нижний Новгород. Не Киев. Не Чернигов. Не Переяславль. С поправкой на Новгород.
Да. Орда действительно дала рост крестьянству в ущерб городам. и в силу разрушения городов и падения уровня развития Руси. И в силу громадного роста монастырского хозяйства. И в силу хорошей зерновой конъюнктуры для некоторых регионов Руси, оказавшихся к Орде поближе.
Можно ли это было просчитывать при планировании Батыем удара по Руси?
Уничтожение массы горожан с традицией, связанной со Скандинавией и варяжской памятью - просчитать наверное было возможно. Как и нелюбовь к горожанам крестьянства по социальным и культурным мотивам...
nuclear

56. Русь перед Батыем: прекращенная торговля русскими вовне. Что принесла в это Орда?



Продолжаю перечитывать С.Нефедова. Там есть близкий мне ракурс. Работорговля своими. Какую общность в этом смысле покорили татары на Руси и что принесли в этом плане в мир?
Варяги и Русь до крещения - бандитская эпоха.Жизнь по понятиям. Редкие властители торговали своим населением на сторону. Переселять внутри страны - да. Но на внешние рынки... Языческая Русь это практиковала. как там у Святослава про Переяславец на Дунае? С Руси сюда на продажу пойдут мед, воск, челядь...
Свободным был тот. кто мог отстоять свободу. то есть сильный.Это и естьс уть нашего местного язычества.
Можно искать причины: постоянный фронтир. Лес. Закон - тайга, прокурор - медведь.
Государственность эту дичь пресекает. Государство защищает слабого от сильного и внутреннего и внешнего. Для того и есть законы.
Крещение Руси массовую торговлю своими наружу пресекло.
Раздробленность приблизила бандитскую этику княжеских дружин к Земле, Землям. К семье и человеку. Да, перегоняли людей из княжества в княжество, но оглядываясь на вече всерьез. Вече встало над князьями. Рядом с вече встала нравственная сила церкви.
Какое вече могло быть при Святославе?
Отсюда вопрос: что такое генуэзская торгволя славянскими рабами на внешних рынках при Золотой Орде? Солдайя, Кафа и т.д.? Это эксцессы разложения Орды в 14м ст. или ханы торговали своими людишками. как когда-то языческие князья Руси?
А после принятия ханами ислама перепродавали ли на внешние рынки только поставленных из Руси в порядке выплаты татарам дани русских, не трогая мусульман?
Но возьмем пока период до принятия ислама ханами Золотой орды. Период завоевания Батыем и строительства Золотой Орды. Переселение русских в Сарай и другие города, оформленное через дань, это одно. Но была ли торговля русскими и другими на внешних рынках заложена в само завоевание?
Что началось: опять жизнь по понятиям, отягощенных внешним завоеванием, или Яса продиктовала нечто иное?