Category: экономика

Category was added automatically. Read all entries about "экономика".

nuclear

Сергей Кизима: История одной дуэли. Научной…

Наше местное.

Поразмышлял...

Хорошо понимаю Сергея: меня отвратило от нашей оппсреды в свое время примерно то же, с чем он полемизирует в своей статье - чудовищная некомпетентность их авторов при анализе всего, что происходит в Беларуси. Некомпетентность и идеологическая нетерпимость. Эта некомпетентность - системная: в оппсреде просто неоткуда взяться как раз компетентности, уход в оппсреду даже бывших чиновников мгновенно делает из них маргиналов, лишенных доступа к реальной информации о том, как принимаются решения. При этом идеологическая нетерпимость как бы более простительна: оппсреда является геттоизированным кругом людей, их диссидентская непримиримость с окружающей реальностью объяснима. Но сам микс нетерпимости и некомпететности при либеральной идеологии оппсреды, подразумевающей жизненный успех ее носителей, коего на деле нет, выглядит чудовищно абсурдно.

Я, правда, в отличие от Сергея, не вижу смысла в полемике с этим кругом интеллектуалов и политиков. По-моему, для общества лучше оставить их вариться в своем соку. Их оценки реальности все равно рационального смысла как правило не имеют. А полемика с ними заставляет вдумываться в их заведомо обычно бессмысленные "выводы" и переходить на принятый у них агрессивный стиль общения, обозляясь и уподобляясь им становиться также идеологически нетерпимыми. Это как борьба с бурей в стакане воды. Когда придет время, многие наши местные пороки будут преодолены, но это совсем не значит, что в результате такогот преодоления к власти придет оппсреда или ее идеи и ее ценности. И не они на самом деле будут преодолевать эти пороки, как не диссиденты "развалили Союз" и не диссиденты пришли к власти после его развала.

Бороться с ними - это как бороться с тенью. Лучше стремиться поближе к солнцу, концентрироваться на поступательном, тогда тень сама по себе станет меньше, и ничего страшного, что она станет гуще и темнее.

Но я очень хорошо понимаю эмоциональную неприязнь Сергея к этому кругу людей. Откуда и его стиль. Им бы сделать немыслимое и глубоко задуматься, почему они вызывают такое отвращение у общества... Ибо после Лукашенко, когда такое время настанет, это отвращение найдет своих выразителей с куда более резко выраженным политическим темпераментом, чем, скажем, у меня. И не думаю, что эти люди Тогда отнесутся к оппсреде лучше, чем относится к ней "лукашенко" Сейчас.

***

История одной дуэли. Научной…

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

— Российско-белорусская интеграция имеет много измерений, и одно из них — научное. Мы знаем, что в научные программы в рамках Союзного государства инвестированы с высокой отдачей десятки миллионов долларов, но значение имеет также и научная дискуссия о перспективах белорусско-российских отношений. К одной из таких дискуссий на страницах уважаемого российского журнала «Мировая экономика и международные отношения» я и хочу привлечь внимание читателей.

Дискуссия эта возникла в связи с тем, что главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Ю.В. Шишков опубликовал в данном журнале свою рецензию на широко известную книгу Ю.Ф. Година «Белоруссия — это «Брестская крепость» современной России». Collapse )
nuclear

Север Таджикистана. Кайраккумский форум по развитию СЭЗ.



Север Таджикистана. Худжанд в Ферганской долине, точнее, у входа в Ферганскую долину. Кайра-Кум в горах, примерно на стыке границ Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, самый лучший горный курорт Таджикистана, парадоксально расположенный практически на границе с самой сложной в Киргизии Баткенской областью. Именно туда обычно стараются прорваться исламисты из Афганистана. Как правило, неудачно.

Здесь участвовал в форуме основной СЭЗ Таджикистана - "Сугд", расположена на окраине Худжанда. Сотрудничаем с этой СЭЗ уже заметное время. Это был первый форум, который она собирала. И он, безусловно, удался: свыше 300 участников из почти 20 стран. Заключенные торжественно меморандумы о сотрудничестве с фирмами из Эмиратов, Польши, Беларуси и т.д. Руководство области, некоторых министерств. Очень правильно выбранный уровень представительства: и высоко и без подавления политическими фигурами практического смысла форума.

В рамках форума было три секции. Одна из них - научно-практическая конференция по теоретическим и практическим вопросам развития СЭЗ в Таджикистане. Эту научно-практическую конференцию модерировали мы вдвоем с Сайфулло Садуллоевичем Сафаровым, заместителем директора Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана. Это реально действующая структура наподобие республиканского ведомства в прямом подчинении президента. В отличие, например, от белорусского Информационно-аналитического центра, который при Администрации Президента. Центральная Азия по понятным причинам требует более внимательного, чем у нас, отношения на высшем уровне к стратегическим вопросам.

Что было наиболее интересно мне:

1. Таджикские СЭЗ реально развиваются. На Форуме в этом ключе впервые была также публично зафиксирована политически важная для Таджикистана позиция: СЭЗ "Сугд" выступит координатором и, видимо, отчасти "локомотивом" развития всех таджикских СЭЗ. К этому шли долго. Теперь возможно создание устойчивой, внутренне неконкурентной, координируемой системы таджикских СЭЗ. Это должно стимулировать их рост и внутреннее региональное, национальное единство Таджикистана. Особенно рад знакомству с руководством СЭЗ Дангара. Внимание президента к СЭЗ - это всегда, во всех странах то, без чего они не развиваются.

2. Присутствие на форуме и активность руководства киргизских СЭЗ. Если бы удалось выстроить скоординированную сеть из таджикских и киргизских СЭЗ, это могло бы стать событием для всего региона. Сюда же, хотя и с оговорками - китайские структуры из Синьцзяна.

3. Много часов обсуждали, особенно в "кулуарах", вопрос о следующем этапе развития Таджикистана и соседних стран, который настанет после ввода в строй Рогунской и других запланированных ГЭС. Это были реальные, абсолютно серьезные мозговые штурмы. Я за этим сюда ехал. Это и получил.

4. Между коммерческими и государственными структурами Таджикистана, а также международными организациями выстроено очень эффективное взаимодействие. Этот форум проходил при поддержке ОБСЕ. То, что оказалось невозможно у нас - абсолютно возможно и очень полезно в Центральной Азии. В Центральной Азии вообще люди, работающие и в ОБСЕ и в USAID оставляют редкостно положительное личное впечатление, если не сказать больше. По-крайней мере, те, с кем сталкивался я.

***

В Таджикистане прошел форум "Свободные экономические зоны Таджикистана: перспективы развития"

13-15 сентября 2011 года в городе Кайраккум Согдийской области (Таджикистан) прошел Международный экономический форум "Свободные экономические зоны Таджикистана: перспективы развития". Форум был организован Министерством экономического развития и торговли Таджикистана совместно с Администрацией свободной экономической зоны "Сугд" при поддержке Исполнительного органа государственной власти Согдийской области, Национального Банка Таджикистана, Бюро ОБСЕ в Таджикистане, - сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Collapse )
nuclear

Тотальная сенсация по нашим меркам: в мае Беларусь вышла на положительное сальдо внешней торговли

При общем росте объема внешней торговли. Причем, выходит, это является частью положительной тенденции, а не случайным эпизодом...

***

Сальдо внешней торговли Беларуси за май сложилось положительное в размере $116,6 млн.
05 июля 2011 18:03

Collapse )
nuclear

В.Цепкало о ситуации с нашим валютным кризисом и концентрации ресурсов на инновационном рывке

Своего рода продолжение начатого тут: Точка бифуркации. Выбор модели будущего. Значит, вариант В.Цепкало...

Я сам по нашей нынешней ситуации в экономике стараюсь не высказываться. То, что хотелось сказать в оперативном режиме, давно сказал. А по деталям в силу того, что стал очень много присутствовать у нас на ТВ и т.д. все же не говорю. Любое высказывание по нашим нынешним проблемам даже в этом блоге становится политическим заявлением. Не хочу вмешиваться в политический процесс у нас. Хочу остаться в нише эксперта.

Вот с несколько отстраненной от политики, "экспертной" точки зрения ясно, что прежняя модель развития практически исчерпана. 17 лет - это интересный период, очень долгий период для любой экономической модели, тем более, для модели в небольшой стране. Его еще придется изучать и изучать с позиций разных наук. Модель в свое время себя оправдала, но сейчас должна быть трансформирована и уже находится в процессе трансформации.

Известные проговоренные альтернативы нынешней модели не привлекательны.

Если бы тут был нормальный вменяемый национализм, то можно было "поиграть" в "Европу". Могли бы иметь какой-то смысл антироссийские компании, широкая языковая белоруссизация, изменение государственной идеологии и исторической памяти, люстрация чиновников, чтобы сломать госаппарат и сильное государство, какие-то сложности межэтнического и межконфессионального плана и на границах. Но раз национализм несет в себе спору раскалывающего общество по ценностям нацизма, беспрецедентную по чистоте даже для восточной Европы, это национализм заведомо слишком слабый. Для консолидации нации в момент геополитического поворота и социально-экономической ломки не годится априори. Слишком аморален. В критической ситуации это принципиально. Слишком слабая форма культуры и идеологии, чтобы удержать общество в управляемости. Если разово закроются градообразующие предприятия в большинстве городов и начнется все то, что было в 90-х годах повсюду вокруг, кроме Беларуси.

Можно спорить со мною насчет акцентации мною момента с симпатиями к коллаборантам как ключевого для отказа принимать наш национализм всерьез. Но вряд ли кто-то будет спорить по иным критериям - этот национализм не способен буквально завтра, а надо завтра, дать обществу стабилизирующую в ходе идущей социально-экономической ломки идеологию. А вот добавить "керосинчику" в огонь кризиса наш национализм может...

Либерализм традиционного постсоветского толка: права человека, курс на вступление в Европу, малый и средний бизнес, слабое государство политичесих скандалов, приватизация и дикий рынок - это перспективнее, конечно, национализма как некая стратегическая идеология. Она может дать внешнюю поддержку Запада в момент кризиса. Эта поддержка может стать критически важной и спасительной. Но нет никакой гарантии, что либерализм будет способен удержать взбудораженное общество в регионах и что он сможет справиться с националистическим своим нынешним союзником в идеологической полемике. Судя по ситуации в оппозиции, националисты все таки являются ее ядром и реальной силой. Либералы - это скорее его прикрытие. К тому же по независящим от наших либералов причинам ЕС вовсе не намерен включать Беларусь в свой состав. И потому самое большее, что могут сделать либералы - это обеспечить внешнюю поддержку в такой степени, как это имеет место в Молдове или Украине - "чтобы не было войны", а была в конечном счете стагнация и вымывание населения на рынки труда в ЕС.

Значит, раз прежняя модель исчерпана или почти исчерпана, новая модель скорее всего должна быть также неожиданной для восточной Европы, как неожиданной стала модель имеющаяся. В этом смысле идеи Валерия Цепкало - по-моему, интересны. И если можно как бы спорить, кто первым сказал о развитии Беларуси по модели восточно-азиатских стран в 90-х годах. А чем больше проходит времени с 1994 года, тем больше людей говорят, что они это формулировали "еще тогда" :) То, что касается, идей, изложенных в перепечатанном мною посте, там все - без сомнений, продумано и сформулировано В.В.Цепкало. Как на мой взгляд, очень интересно. Во всяком случае, тут есть что обсуждать, это отличная отправная точка, чтобы что-то обсуждать позитивно и всерьез. Иные имеющиеся четко сформулированные варианты - это однозначно сильный гражданский конфликт или стагнация.


***

tsepkalo: (глава нашего Парка высоких технологий):

"В поиске скрытых пружин развития.

17 Май, 2011 at 12:02 AM

Продолжает экономическими успехами удивлять Китай. В первом квартале 2011 года КНР дал рост ВНП в размере 9,7 процента. За апрель месяц рост экономики «Поднебесной» составил более 10 процентов.

Этот показатель достигнут исключительно за счет роста экспорта, который составил 35,8 процента (до 155 млрд. долларов). За счет этого профицит внешнеторгового баланса КНР в апреле составил 11,4 млрд. долларов.

Всего лишь за двадцать лет Китай проделал громадный путь – от беднейшей страны к мощной индустриальной державе, второй экономике мира. За это же время Россия также прошла путь - от индустриального государства к крупнейшей «энергетической сверхдержаве» (по определению В.Путина) или, в традиционной терминологии - «сырьевым придатком», самым крупным поставщиком нефти, газа, черных и цветных металлов, древесины и иного сырья не только для Европы, но теперь и для Китая.

Стратегия дальнейшего развития России понятна: она планирует занять еще более высокое положение среди государств мира, специализирующихся на поставках природного сырья. С этой целью строятся новые нефтегазовые магистрали в виде Южных и Северных потоков, так как существующая инфраструктура уже не справляется с всевозрастающим ростом освоения природных недр.

А что же Китай? Какую дальнейшую стратегию экономического развития он для себя изберет?

На первый взгляд все вроде просто. Уже на протяжении нескольких десятилетий темпы роста ВНП в КНР не падают ниже 9 процентов. Причем. Обеспечивается он за счет роста экспорта. Так зачем что-то придумывать, когда и так все хорошо? Но это лишь на первый, самый поверхностный взгляд.

При высоких темпах роста ВНП самым большим вызовом является инфляция (в желании бороться с инфляцией Беларусь и Китай схожи). Однако, предложенный КНР рецепт борьбы с инфляцией полностью противоречит нашим экономическим представлениям. Ведь для ее сдерживания КНР предложила совершенно неожиданный на первый взгляд ход – ограничить инвестиции!

…Мужество - это не только готовность идти в бой в отстаивании своих ценностей. Мужество – это еще и осмысленная решимость ставить под вопрос истинность установленных правил и принятых убеждений. Если хочешь быстро развиваться, быть лидером, а не плестись в хвосте, нужны инновационные решения, нестандартные подходы. Нужна смелость в экономических решениях, способность идти на риск и брать на себя ответственность.

Ограничение инвестиций кажется настолько неожиданным, настолько смелым, нелогичным и непонятным ходом, что и белорусская, и российская экономическая мысль его предпочла не заметить, то есть просто проигнорировать.

Для нас это вполне естественно – ведь Беларусь рассматривает иностранные инвестиции в качестве единственной панацеи от экономических неурядиц, в том числе и в борьбе с инфляцией. Неожиданным оказалось то, что от комментариев на данную тему уклонилось и профессиональное российское экономическое сообщество.

А зря.

Дело в том, что на определенном этапе экономического развития не всякие инвестиции становятся нужны. Конечно, на этапе индустриального развития страна согласна, как говорится, на любую, даже самую неквалифицированную, грязную и низкооплачиваемую, работу. Поэтому приветствуются любые инвестиции. На этом этапе в стране размещаются самые разные производства, в том числе оказывающие вредное воздействие на экологию и здоровье человека.

В стране размещают текстильные, швейные производства и изготовление разного ширпотреба – булавки, зажигалки, расчески, дешевые детские игрушки и пр. Оплата труда рабочих очень низкая, но это лучше, чем вообще ничего – по крайней мере, обеспечена занятость.

Уровень жизни населения хоть и остается низким, но, по крайней мере, в стране растет занятость, люди начинают видеть какую-то перспективу. Постепенно в стране размещаются всякие сборочные производства – машин, компьютеров, телевизоров, станков, оборудования,… Создаются микроэлектронные производства.

При всем разнообразии вышеперечисленных типов производства их объединяет одно – это низко-квалифицированный и мало-оплачиваемый труд. Работник на швейном производстве и на микроэлектронном заводе должен обладать одними и теми же навыками – острыми глазами, аккуратностью, педантичностью и дисциплиной. Все! Ни особого образования, ни интеллекта ему не требуется. При такой экономике «незаменимых людей нет», а зарплату такому работнику можно платить такую, чтобы он мог обеспечить лишь свои базовые потребности.

Но приходит время и перед страной становится выбор – или продолжать размещать у себя заводы, или пытаться вырваться в экономические лидеры. Но лидером не станешь без модернизации, без инноваций, без развития высокотехнологических секторов экономики. А это требует перестройки всей структуры экономики и управления.

На смену жесткой дисциплине труда приходит мотивация работника. На смену иерархическим структурам управления должны прийти партнерство и командная работа. Соответственно, меняется и роль государства: из надсмотрщика или «ночного сторожа» оно превращается в союзника, партнера бизнесу. Карьерный рост чиновника и его зарплата напрямую зависит от успеха бизнесменов твоего города, округа, страны.

Главная цель при построении «экономики знаний» - не рост ВНП, не «рост объемов производимой продукции», как в индустриальной экономике, а высокие доходы людей. Высокая оплата труда становится главной целью экономической политики государства. Поэтому идет ориентация, прежде всего, на интеллектуалоемкие отрасли, на отрасли, дающие высокую добавленную стоимость.

Высокие доходы населения до неузнаваемости преобразует ландшафт страны – города становятся красивее и чище, возникает множество современных торговых и деловых и банковских центров, жилые дома становятся все более дорогими и эстетически привлекательными, появляются множество ресторанов, кафе, спортивных залов, косметических салонов и прочих атрибутов богатых городов. Бедные ткачихи, швеи или работники на конвейере с заработной платой в 100-200 долларов этого себе позволить не могут…

Именно поэтому Китай объявил об ограничении инвестиций в страну, за исключением 4 отраслей:

1. информационные технологии
2. биотехнологии и фармацевтика
3. нетрадиционные источники энергии
4. новые материалы.

Теперь, если вы захотите создать там швейное производство или сборку автомобилей – вам китайцы сделают «от ворот – поворот». Ведь вы отвлекаете человеческие ресурсы на направления, которые при низкой оплате труда препятствуют развитию современной инфраструктуры, а значит - консервируют отсталость.

Пишу я об экономической стратегии развития КНР не для того, чтобы мы в очередной раз восхищались успехами «поднебесной» империи. Мы можем только радоваться экономическими достижениями некоторых стран мира, которые всего лишь за пару десятилетий сумели посрамить тех ученых, которые делили и продолжают делить страны на «передовые» и «отставшие навсегда».

Когда еще в 1994 году мной была сделана первая попытка обратить внимание на опыт стран Юго-восточной Азии в книжке «Беларусь: путем «дракона», многие тогда насмехались. Про Сингапур и Корею мне отвечали, что «они не могут сделать даже простую лопасть для авиационной турбины». Про Китай обычно рассказывали анекдот, как их специалисты в области сельского хозяйства сеяли картофель и тут же его выкапывали и съедали, «так как очень хотелось кушать».

Но за всеми этими анекдотами была продуманная экономическая политика, которая ломала устойчивые представления о том, как надо развиваться. За это время Сингапур обошел по доходам на душу населения США. Корея за это время создала известные во всем мире «брэнды» - Samsung, LG, Hyundai, KIA и достигла западноевропейского уровня развития. Китай стал второй экономикой мира.

Может, мы вскоре узнаем, что та финансовая неурядица, которую устроил белорусской экономике наш Нацбанк, имела глубокий стратегический замысел. И остановка работы тысяч предприятий и лишение работы 600 тысяч человек (по данным министра статистики) имели свой глубокий экономический замысел. Не исключено.

Ведь совершенно неожиданно для всех приняло руководство КНР решение ограничить инвестиции во всех отраслях экономики, кроме четырех, с их точки зрения, наиболее передовых. В свое время «революция Мэйдзи» началась в Японии с того, что были резко подняты налоги на сельскохозяйственные земли. В результате стали разоряться многочисленные крестьянские хозяйства. Сотни тысяч человек становились безработными. На первый взгляд – зачем?

Однако, смысл в этом был. Для модернизации в стране требовались свободные рабочие руки. А где их было взять? В Японии пришлось разорять крестьян, чтобы они стали работать на предприятиях, закладывающих основу будущей японской экономической мощи. В Китае - ограничивать развитие трудоемких и низкоинтеллектуальных отраслей экономики.

Может и у нас в Нацбанке имеется специальная программа разорения предприятий, чтобы создать серьезную массу свободных рабочих рук, которые пошли бы трудиться на наиболее перспективные предприятия страны, способные обеспечить технологическое лидерство нашей страны в ближайшее время?

Может я не прав, утверждая, что нынешняя валютная политика направлена на наказание экспортера? Может, я просто недостаточно проницателен, чтобы понимать причины создания дефицита валюты в стране, когда валюта от экспорта продолжает поступать (в возрастающих объемах)!

Мы уже привыкли к тому, что любое действие требует объяснение. Мы же пишем различные концепции и программы экспорта, инновационного и прочего развития. Конечно, и бизнес, и население ожидает, что ответственный представитель главного финансового учреждения страны расскажет о стратегии выхода из нынешнего положения.

Насколько я понимаю, мы психологически пока не готовы, как в наиболее успешных странах мира, сесть за один стол с деловым сообществом. Но уж точно не противоречит нашей национальной традиции выйти и объяснить: Вот, мол, у нас сложилась такая ситуация (дается описание нынешнего положения). Нацбанк планирует сделать такие шаги (первое, второе, третье). При этом ожидаются такие-то негативные последствия (рассказывается о последствиях). Однако, выполнения данных мер позволит достигнуть таких-то результатов (в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и даст такой-то положительный для экономики эффект.

А пока все ждут, но никто не понимают, что происходит, что будет завтра, послезавтра.

Это приводит к тому, что вместо так называемого «органического» мировоззрения, при котором общество понимает основное направление (доминанту) развития, формируется эклектический взгляд на происходящее в стране. Происходит потеря ориентиров, уходит ощущение единства, идет раскол «общественного поля», когда безобидные диспуты вдруг приобретают реальное идеологическое бытие. Время и силы общества растрачиваются на обсуждения, споры, дебаты, распри, интриги, конфликты, опасность которых заключается в разложении (аннигиляции) системы…."

Окончание следует.
nuclear

СЭЗ "Сугд". Худжанд. Таджикистан. Это в Ферганской долине.

Получил источник. Кому интересно - перепечатал полностью. По-моему, крайне любопытно.

Деятельность одной из СЭЗ Таджикистана. Международные организации оказывают помощь в становлении. Но каков сразу спектр контактов: Китай на уровне по сути главы экономического министерства Синьцяна, СЭЗ Турции, ТПП РФ, Беларусь на уровне правительства и ведущих предприятий, послы ЕС, Британии, Германии. Польские инвестиции - вот за что люблю поляков при всем скептическом отношении к польской политической культуре - поляков можнот встретить где угодно, хоть в Цхинвале, хоть, как вот в этом случае - в Ферганской долине в Худжанде. И в Антарктиде, думаю, поляки что-нибудь понемногу инвестируют. Предприимчивость и подвижность как оборотная сторона анархической политической культуры. Но не в этом суть. Какова привлекательность таджикской СЭЗ в потенцально сложной Ферганской долине. По сути первый год работы.

И наоборот - насколько таджики широко строят контакты. Одно из моих личных открытий прошлого года в ЦА - местные страны растут очень быстро, их элиты обладают великолепнейшим корпусом отлично подготовленных и интегрированных в развитом мире кадров. Нельзя сказать, что эти кадры правят, но что обладают влиятельной собственной нишей - безусловно. Нет, это же надо: в Киргизии рядом хаос и резня у границы, Узбекистан держит полузакрытую границу, в одном районе армия полгода подавляет повстанческое выступление, в Афган американцы нагоняют еще 40% войск и ЧВК. И при этом такая экономическая предприимчивость и уровень контактов. Это я про эту СЭЗ. Феноменально, по-моему.

Таджикистан - это вообще нечто феноменальное. Даже быстрый экономический рост Узбекистана во время мирового кризиса при всей своей также феноменальности и изумительности не является столь неожиданным как экономический рост и одновременная упорная реализация крупных инвестпроектов в оттесненном в медвежий угол региона, разбитом на две части горами Таджикистане. Крайне интересная ситуация.

***

Администрация СЭЗ «Сугд» | 735700, Таджикистан, г.Худжанд, Юго-западная промзона 2
Информационный бюллетень № 7 2010

Октябрь 2010 Представители Администрации СЭЗ «Сугд» посетили с шестидневным ознакомительным визитом СЭЗ Турции.
Collapse )
nuclear

Китай получил в распоряжение северо-корейскую СЭЗ для строительства порта близ Владивостока

Для Дальнего Востока будет это означать очень немало. Морские ворота Северо-Восточного Китая близ Владивостока. Вместо китайского порта в спорном устье реки Туманной, о котором так долго шли споры.

Далее промолчу, чтобы не бередить раны krupnov.

***

Китай вложит 2 миллиарда долларов в Северную Корею
07.01.2011, 11:18:53

Китайская государственная компания Shangdi Guanqun Investment согласилась вложить два миллиарда долларов в свободную экономическую зону (СЭЗ) в северокорейском городе Расон. Об этом сообщает южнокорейская газета JoongAng Ilbo.

По данным издания, представители Shangdi Guanqun Investment подписали меморандум о взаимопонимании с северокорейской Investment and Development Group 20 декабря 2010 года. Основной целью сторон, согласно документу, является превращение СЭЗ в Расоне в крупнейшую промышленную зону Северо-Восточной Азии в течение ближайших десяти лет.

По словам представителя Shangdi Guanqun Investment, в первую очередь на территории СЭЗ в Расоне предполагается построить завод по переработке угля, железную дорогу, автомагистрали и порт. Предполагается, что на первом этапе китайская компания вложит в СЭЗ 300 миллионов долларов.

Город Расон граничит с китайской провинцией Цзилинь и Приморским краем в России. В 1991 году он получил статус особой экономической зоны. В январе 2011 года власти Северной Кореи издали распоряжении о присвоении Расону статуса "особого города", где большая часть ограничений на ведение бизнеса будет снята.

Shangdi Guanqun Investment была основана в 1995 году властями Китая. Компания специализируется на переработке нефти, полезных ископаемых и международных финансовых услугах.

Северокорейская Investment and Development Group отвечает за развитие в стране СЭЗ. Помимо Расона, в Северной Корее есть еще три особых экономических зоны: в Кэсоне, Синычжу и районе горы Кымган.
nuclear

А.Медведев на слушаниях в Киеве:Интеграция на постсоветском пространстве,взгляд из Центральной Азии.

Я пока не высказываюсь по этим Слушаниям (Общественные слушания: "Украина в новых геополитических реалиях:будущее постсоветской интеграции"). Обдумываю впечатления. Смотрю, какой результат у них получится в политическом смысле. Чисто внешне, даже структурно, это было очень важное собрание. Все центральные украинские телеканалы и т.д. Члены Совета безопасности Украины, депутаты Рады. Но главное докладов 8-10 развиваемы в цельные крупные идеологические комплексы. Дергачев. Панарин. Всех и не помню. По сути обсуждалась на доктринальном, предполиттехнологическом уровне, новая идеология Украины в сиутации, когда победившая власть по сути реализует в мягкой форме курс тех, кого победили. Ну и, с другой стороны, и Россия, на мой взгляд, от такого же курса тоже не очень далека. Безоценочно. Просто фиксируя как факт. Вот с этой точки зрения - какие концепты могут лечь в основу новой консолидации "востока Украины" Слушания и были, возможно, очень важными.

Было интересно, что по-крайней мере в двух выступлениях - Андрея Медведева и моем тема Центральной Азии и ее важности акцентировалась очень четко. У Андрея вообще все выступление было об этом. Он как раз прилетел в Киев с конференции по геополитике Таджикистана из Душанбе - впечатления были особенно свежими.

Публикую этот доклад с согласия автора.

***

Интеграция на постсоветском пространстве, взгляд из Центральной Азии
А.Медведев, Исполнительный директор АНО «Центр политических Технологий «ПолитКонтакт»

Выступление в ходе международных общественных слушаний «УКРАИНА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ: БУДУЩЕЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ». Киев, 12 ноября 2010 г.

Collapse )
nuclear

В.Парамонов: Энергетическое взаимодействие России и Центральной Азии - проблемы и перспективы

В.Парамонов: Энергетическое взаимодействие России и Центральной Азии - проблемы и перспективы
08:53 01.11.2010

Энергетическое взаимодействие России и Центральной Азии: проблемы и перспективы

Введение к докладу В.Парамонова на международной конференции "Fuelling the Future? Оценивая роль России в евразийском энергетическом комплексе", Alesanteri Institute, Университет Хельсинки (Финляндия), 27-29.10.2010. Доклад подготовлен совместно с А.Строковым и О.Столповским.

В период существования СССР топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и республик Центральной Азии был единым организмом, жизнеспособность которого обеспечивалась за счет тесных структурно-технологических связей между всеми ключевыми отраслями ТЭК указанных республик, отлаженных десятилетиями схем и алгоритмов взаимодействия. Функционирование самих отраслей ТЭК, в свою очередь, тесно подчинялось целям развития реального сектора экономики в рамках объединенной единым и долгосрочным государственным планом общей для России и Центральной Азии стратегии в сферах политики, экономики и безопасности.
Распад СССР привел не только к исчезновению единого экономического, политического, оборонного и энергетического пространства, но и к двум другим принципиально важным последствиям:
- эрозии основной функции самого ТЭК – обеспечивать устойчивость общей сферы материального производства, что представляется естественным в условиях "стратегического" курса России и ряда стран Центральной Азии на реализацию либеральных реформ и глобализацию;
- волне центробежных – дезинтеграционных тенденций, поддерживаемых курсом России и стран Центральной Азии на многовекторность.
В результате, многие отрасли ТЭК и, в первую очередь нефтегазовая, Российской Федерации (РФ) и ряда государств Центральной Азии (ЦА), с одной стороны, перестали подчиняться стратегическим целям развития реального сектора своей же экономики, а, с другой стороны, ориентироваться на цели эффективной реализации в общих государственных и долгосрочных интересах совокупного энергетического потенциала. Наоборот, сегодня ТЭК РФ и ряда стран ЦА в основном ориентируются в лучшем случае на краткосрочные национальные интересы, а в худшем – на узко-корпоративные и чисто коммерческие бизнес-задачи.
Как представляется, предпринимаемых сегодня в России и ряде стран Центральной Азии усилий по изменению данной ситуации и решению связанных с ней основных проблем крайне недостаточно для того, чтобы в корне переломить ход уже запущенных с распадом СССР негативных тенденций и вывести энергетическое сотрудничество на качественно новый уровень. Требуется кардинальный пересмотр не только схем и алгоритмов современного взаимодействия между РФ и ЦА в ТЭК, но и самой парадигмы экономического развития России и ряда государств Центральной Азии, что реально достижимо только в случае, если все эти прогрессивные изменения будут инициированы именно российской стороной.
Однако, подобный сценарий исторически оправданного и долгосрочного поведения России является крайне маловероятным. Наиболее же вероятным является сценарий дальнейшей дезинтеграции России и стран Центральной Азии, их вхождения в орбиту влияния мощных глобальных политических, экономических и оборонных блоков и центров силы.
Так или иначе, но именно этот сценарий просматривается исходя из анализа характера современного состояния энергетического взаимодействия РФ и стран ЦА, а также того глобального и регионального фона (процессов и тенденций), в которое это взаимодействие вписано. Важным примером этого является и сам характер российского присутствия в нефтегазовой сфере стран Центральной Азии.

Центральная Евразия
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1288590780
nuclear

Презентация первых субъектов СЭЗ "Сугд" (Худжанд, Таджикистан)

Таджикистан, надо сказать, был моим наибольшим своего рода открытием во время последних поездок по Центральной Азии. Точнее, больше всего неожиданного, того, что не попадало в те информационные потоки, которые приходится просматривать, оказалось в Таджикистане. Иногда возникало ощущение нереальности. Вроде, полностью прифронтовое государство, пережившее самую кровопролитную постсоветскую войну, до недавнего времени было вообще в транспортном тупике. Чисто эмоционально ожидал увидать там ситуацию хуже, чем в Киргизии перед резнею. Но на деле ничего подобного

1. Никакой предвоенной атмосферы и беспорядков. Вполне сплоченное общество, сделавшее выводы из своей гражданской войны. Когда стал разбираться, какой механизм там создан по предотвращению новой войны - ахнул. Мы как бы привыкли к тому, что порядок может обеспечиваться в этом регионе только жестко авторитарными режимами. Ничего подобного. В Таджикистане сильная позиция президента во власти сосуществует с сильным механизмом горизонтального согласования интересов разных групп. Как-нибудь со временем, "когда будет можно" и все сегодняшнее станет историей, этот механизм согласования интересов надо будет описать очень подробно. Ничего не скажешь: глубина цивилизации. Если культура у народа глубокая, то отрегулировать оригинальную политическую систему, обеспечивающую на своей территории мир, в принципе абсолютно возможно.

2. Очень хорошо подготовленные управленцы и коллеги по моему ремеслу. Причем это не отдельные люди. Я видел многих. Это все таки система. Если брать по экономическому блоку - там имеют великолепную систему номенклатурной подготовки и переподготовки кадров и их продвижения. Конечно, все это соседствует с чисто традиционными "моментами" - клановостью и т.д. Но тем не менее управляемость государством для больших проектов развития - все равно обеспечена. В последние годы там стройки развернулись по местным масштабам очень крупные. В Таджикистан не побоялись широко пустить китайцев и те строят, строят, строят... и не только китайцы.

3. Если брать не так широко - берем таджикскую часть Ферганской долины - Худжанд (бывший Ленинабад), примерный аналог Оша и Жалал-Абада по доле узбеков в населении. Ситуация с Киргизией там - абсолютно полярная: у местных элит в Худжанде в сознании по-моему одно - строить и строить. Очень широкий кругозор и людей простых и управленцев. Управленцы входят в систему контактов и межличностной коммуникации на уровне основных СЭЗ Азии и хорошо ориентируются в Европе. Было ощущение, что вижу новую реальность, перспективу азиатской страны, то, что теряет сейчас Киргизия. Целевые инвесторы из-вне проявляются в ряде случаев столь серьезные, что просто нет слов...

Сегодня же по сути запустили СЭЗ в Худжанде. Год от создания СЭЗ до регистрации первых резидентов... Очень быстро. Может быть, даже фантастически быстро... Правильно, кстати, В.В.Цепкало (tsepkalo, глава нашего местного Парка высоких технологий) пишет про Сингапур или иные такого рода страны: главное не сырьевые ресурсы или что бы то ни было еще в этом духе. Главное - решимость критической части элит на технократический и технологический рывок. Если такая решимость есть и она подкреплена реальным образованием решившихся и контактами в мире - тогда и в почти безводном было по пресной воде Сингапуре, окруженном пиратствующим криминалом южных морей, и в нищей, охваченной гражданской войной и временами крайне сложными соседями Малайзии, и на пустынном побережье склонной к созерцательности Аравии - везде можно закрутить точку роста планетарного уровня. Было бы желание.

В общем, было ощущение, что в Таджикистане это все есть. А сегодняшняя презентация первых резидентов СЭЗ в Худжанде - это, думаю, словно регистрация первых резидентов в Дубае когда-то или в первых СЭЗ Китая... Современники не сразу поймут. Но вообще-то обратить внимание на это событие имеет большой смысл...

***

СОГД: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВЫХ СУБЪЕКТОВ СЭЗ "СУГД"

Худжанд. 18 августа. (НИАТ «Ховар», Санавбар Максудова). Сегодня состоялась официальная церемония вручения сертификатов первым субъектам свободной экономической зоны «Сугд».

На торжестве по этому случаю, приняли участие представители областных и республиканских отделений торгово-промышленной палаты РТ, инвесторы, предприниматели, руководство администрации области, представители зарубежных бизнес - сообществ регионов Российской Федерации, Польши и Турции и средств массовой информации.

Церемонию открыл руководитель администрации свободной экономической зоны «Сугд» Анвар Якубов. Он отметил, что благодаря усилиям и поддержке Правительства Республики Таджикистан, Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, исполнительными органами государственной власти Согдийской области и города Худжанда были решены основные организационные вопросы по полномасштабному функционированию этой свободной экономической зоны.

На этом мероприятии выступили и представители исполнительного органа государственной власти Согдийской области и города Худжанда, которые отметили значение данного объекта для развития региона.

Затем, в торжественной обстановке, Анвар Якубов вручил сертификаты первым субъектам свободной экономической зоны «Сугд». Ими стали дочернее предприятие Общества с ограниченной ответственностью «Дусти Амирхон», таджикско-польское Общество с ограниченной ответственностью «Скорут Тадж», совместное таджикско - российское Общество с ограниченной ответственностью «Сирандуд» и Общество с ограниченной ответственностью ООО «Насоскомплект».

Collapse )