Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

nuclear

24. Белорусский язык родной уже лишь для 50% белорусов



К этому: "ИАЦ: Белорусский язык считают родным 48% населения, русский — 43%"

Видимо, это покажет сейчас и Всеобщая перепись. По предыдущей было что-то процентов 70.
К следующей Переписи через 10 лет падение должно составить еще процентов 20-30.
Потеря связи белорусской идентичности с белорусским языком - это для культуры событие грандиозное. Тем более,что потеря этой связи происходит в рамках независимого государства и почти моноэтнического состава общества.

Виноватых тут особо нет. Примерно то же произошло в 20ст. в Ирландии. Это последствия урбанизации в условиях русскоязычного города. И радикализации национализма, отторгаемой консьюмеристским обществом.
nuclear

23. Какая идеология сплачивала инородческие тумены монголов? Кто был "комиссарами"? Пропаганда?



Читаю военный обзор нашествия Батыя дальше. Источник,повторюсь - в основном церковный. Версия - в рамках традиционной концепции завоевания.

Интересно,а как монголы управляли туменами, набранными из ранее покоренных народов? Любая империя в момент взлета приходит к наборам воинов из покоренных государств в состав своих базовых,обеспечивающих военных успех военных единиц. Александр Македонский и персы в фаланге. Римские легионы из неримлян. И т.д. По мере исчерпания сил имперского этноса эта тенденция вообще усиливается.

Но везде это подчиняется стандартному алгоритму:
1. В армию набираются те воины из завоеванных стран, которые идеологически лояльны новой власти.
2. Офицерский корпус желательно из состава этноса завоевателей. По-крайней мере, высший.
3. Над войсками устанавливается контроль на лояльность с большими полномочиями: комиссары, СМЕРШ и т.д. в формах своей эпохи.
4. Воинов переучивают на тактику, применяемую завоевателем вместо их собственных традиционных методов ведения войны.
5. Часть бывших элит вливается в состав армии завоевателей, но без сохранения прежней иерархии.

Как правило, семьи воинов де факто являются заложниками.

На иных условиях тоже всегда есть наборы в армию. Но это войска вассалов, обычно на этой стадии империи вспомогательные. наподобие башкиров в Российской империи.

Русь была атакована в значительной степени туменами, набранными не из монголов. Тумены бывали этническими, набранными из отдельных народов. Из алан или кипчаков, например. При верховном монгольском командовании от уровня тумена и выше. И отчасти ниже уровня тумена также.

Этнические тумены - кажется, понятно. Видимо, тут был важен язык команд. Быстро на монгольский воинов было не переобучить.

Стратегический уровень командования и обеспечение армии - в руках самих монголов. Это главное. Это тоже понятно.

Но какова была идеология, которая сплачивала воинов завоеванных самых разных стран в спаянные тумены? Что было эквивалентом советского коммунизма или ислама в эпоху создания халифата или государства, основанного на законе Рима или Эгалите-фратерните... Наполеона?

Напрашивается Яса Чингиз-хана. Но как она интерпретировалась покоренным народам, чтобы быстро получить такую поддержку части этих народов,чтобы те быстро превращались в передовые монгольские войска?

Мое предположение, думаю, не оригинально. Идея - справедливости сильной власти в противовес моральному и отчасти политическому разложению народов, которые были атакованы. Свою религию монголы покоренным народам не навязывали. Но тогда выходит, православная церковь должна была быть союзником монголов в нашествии. Но мы этого не видим фактологически.

Просто идея воинского братства и порядка? Яса как всего лишь это?

В какой форме существовали контролирующие тумены из инородцев "комиссары" и органы пропаганды?
nuclear

13. Блокада Ленинграда. Пунктир подвигов города как тенденция.

 

Париж и Ленинград.Две культурные столицы великих народов. Кто знает,  чем были бы французы сейчас, если бы обороняли Париж в блокаде. Но во всяком случае,это был бы народ в мировой политике более активный и амбициозный. Как англичане сейчас. например, свой Лондон отстоявшие.

Ленинград же блокадой сохранил для русской культуры все. Имперский блеск в архитектуре и русской классической литературе воспроизвел высокую культуру даже после смены населения в результате Гражданской войны и переноса столицы в Москву.

Блокада дала памяти про военно-чиновничью империю новый реальный подвиг и связала дореволюционное городское величие с величием нового очевидного большого воинского дела. Стратегическое значение удержания города очень велико. Немцы не обошли Москву с севера, не перерезали самую главную нитку ленд-лиза и не дошли до зон лагерей на севере, где могло быть что угодно.

Сохранение промышленности позволило городу после войны остаться вторым в СССР после Москвы реальным центром всего.

Питерские - это оттуда. Из Империи и Блокады. Нравится или нет. Хорошо ли плохо ли. Но они произвели восстановление сверхдержавы после коллапса 90х и сделали ее вновь одной из двух военных сверхдержав.

Для одного города за 300 лет многовато мирового масштаба подвигов. Я бы их пунктир видел тенденцией и ожидал таковых от Питера и в будущем. Возможно, в ближайшем.

nuclear

12. Милитаризация ЛДНР. Социо-культурные процессы на юге России



Пленный как пленный. Не в нем дело. Просто задумался о социо-культурных последствиях затянувшейся войны.

Со стороны Украины обычно считается стоит 80-120 тысяч человек. Где-то половина - призывники. В Украине населения официально без Крыма и ЛДНР 36-38 млн чел. Реально ближе к 30 млн. Отслуживших на Донбассе, если не ошибаюсь совокупно, считается около миллиона.

Со стороны ЛДНР миллиона 4 населения. Реально видимо, ближе к 3 млн чел. В обоих корпусах официально, если не ошибаюсь, тысяч 35-40 чел. Призыва нет. Добровольцы. Контрактники.

При всех расчетах и поправках в ЛДНР доля людей, отвоевавших на фронте, должна быть во много раз выше, чем в Украине. Причем речь будет идти со стороны ЛДНР исключительно о профессионалах. В Украине в армии высока доля призыва, пусть и не на линии соприкосновения с ЛДНР.

Видимо, надо учесть и более высокий профессиональный уровень военных ЛДНР за счет исключительно профессионального характера армии и российской структуры управления.

Степень милитаризации культуры Украины и ЛДНР просто несопоставима в пользу ЛДНР.

Еще одна важная поправка в пользу ЛДНР - расположенные рядом на территории России казачество и кавказские народы, и просто масса российских потенциальных добровольцев с боевым опытом, чем украинских радикалов в Украине. Это фактор милитаризации общества ЛДНР в основном психологический и культурный, но очень важный в силу географии.

Российским либералам.... пожалуй, даже всем реально надо задуматься об изменениях в самом культурном базисе российского общества. Юг России с учетом ЛДНР - это за 5 лет стало совершенно иное общество, нежели было даже до Майдана.

Это уже напоминает Российскую империю и казачество с горскими народами начала 20го ст.

И с каждым годом военное общество с юга России расширяется на новые регионы России. А внутри него военные структуры усиливаются и совершенствуются. Вот уже возникло и казацкое 200 тысячное в масштабе России реестровое казацкое войско. Основные его структуры будут на Юше России. Союз ветеранов войны на Донбассе... Ветераны войны в Сирии. И т.д.

И ядро этого милитаризованного культурного пространства юга России - ЛДНР. Вольно или невольно уже напоминающего когда-то автономное Донское казачество.

К этому: https://www.facebook.com/yury.shevtsov/posts/10157149686309701
nuclear

5. Брюссель. Музеи, музейная культура и община евроэкспатов



Великолепные музеи и очень развитая музейная культура, культура посещения и усвоения музейных знаний, культура внимания к материальным артефактам, культура позиционирования себя во времени, ход которого проверяется и фиксируется материальными объектами...

Это в Старой Европе в принципе очень развито и по моему это одно из самых привлекательных явлений в западной европейской культуре.

Но тут есть нюанс. Музейная культура тут так развита, количество находящихся в обороте материальных объектов так громадно, что само по себе очень усиливает ту часть общественного сознания, которая стремится избегать мифологизации истории.

Это как к Гагариным и Богом. Гагарин, вы видели в космосе Бога? Так значит его нет?!

Объем знаний об истории основанный на материальных объектах, сам по себе расширяет пространство научного мышления. Постоянно требует уточнения систематизации исторического знания, оставляя мистику в стороне.

И очень любопытно, что музеи очень посещаемы и вокруг каждого есть социум ё которому он нужен.

Центр Брюсселя в этом смысле - очень интересное явление культуры. Тут очень много хороших музеев разного типа. Это - особенность Брюсселя. И сообщество околомузейных социумов географических существует рядом с общиной евроэкспатов, сформировавшейся вокруг Евроквартала, вокруг институтов управления ЕС...

К этому: https://www.facebook.com/yury.shevtsov/posts/10157015841324701

***
Collapse )
nuclear

О рецензии Валентина Антипенко на мою книгу о Европе

Одна реплика по поводу рецензии В.Антипенко на мою книгу о Европе.

Рецензия на мою книгу Валентина Владимировича Антипенко. Бывший кадровик Минского горкома парти, работавший еще с Машеровым. Управляющий делами Академии Наук. Важный чиновник Госкомчернобыля. Человек в 70 лет пишущий и читаемый...

Не всем в жизни пишут рецензии такие люди. Это важно, что в Беларуси связь поколений не прервалась.

Там много о моей личности. Сам-то я, честно сказать, о себе почти не думаю. Но люди имеют право.

Что касается читаемых между строк упреков к президентской идеологической вертикали.

Я отлично понимаю, что многие мои идеи давно лежат в основе или как минимум "в русле" государственной идеологии.

Но государством каждодневно много лет руковожу не я, им управляет госаппарат. Государство устойчиво и выдерживает все вызовы. То есть управление качественное при естественном наличии текущих, в итоге как видим небольших, недостатков.

Здоровая система управления взяла из меня то, что посчитала нужным и в той форме, в которой это оказалось возможным.

Мне самому невозможно жаловаться на невостребованность.

5 лет выступлений с лекциями на факультете Генерального Штаба Военной Академии.

7 лет - собственный курс на крайне престижном факультете международных отношений БГУ на самой, на мой взгляд, уникальной там специальности - востоковедении.

Не помню уже сколько лет, но лет 10, наверное, - постоянные выступления в Академии Управления при Президенте.

Доступ к СМИ, который временами, пока я его сам не сузил, выглядел просто невероятным.

И так далее.

На старости лет, может быть, что-то из этого опишу в тексте.

Я просто не хочу заниматься административной деятельностью. Надо чувствовать дистанцию, где заканчивается политический анализ и начинается непосредственное государственное управление.

Мой жизненный выбор - осознанный и внутренний.

И я давным давно очень занят темами, которые выходят за рамки Беларуси. Именно они поглощают в основном мои мысли, энергию, время...

Благодарю за рецензию. Я ее продолжу обдумывать.
nuclear

2. Малые народы восточной Европы. Право на жизнь.

2. У меня был долгий разговор сразу после начала войны в Украине в Брюсселе с одним из ключевых чиновников там по восточной Европе. Человек регион знал очень хорошо.
В принципе, в беседах там в то время неожиданного мне не сказали не много. Он - больше всех.

Он сказал неожиданных три мысли. Первая была ни с того ни сего, наверное, сидела в его сознании давно, глубоко и прочно: "Эти малые народы ведь тоже имеют право на жизнь без страданий". Я уж не помню точную формулировку, но там речь шла о праве малых народов на жизнь несмотря на то, что их культура несоизмеримо менее значима и масштабна, чем русская.

Геноцидальных мыслей у меня в голове просто не бывает. И сентенция в таких категориях была мне неожиданной. Хотя речь шла только о культуре и независимых государствах рядом с универсалистской мощью русской культуры, народа и государства.

За 4 года этот тезис я обдумал. Тут возможен долгий разговор. От прав меньшинств на жизнь до последовательности в универсальных ценностях. От последовательности в универсализме европейских ценностей до потенциала границ, где они могут быть на деле реализованы. О формах интеграции малых культур в большой мир. О разной ригидности разных культур. О судьбе малых культур в условиях нынешних демографических обстоятельств.

Финны и Финляндия - безусловный пример одного из оправдавших себя путей развития пограничного между Западом и Россией очень небольшого народа.

nuclear

1. 17.09.1939. Не случившиеся негативные моменты.



Польское отношение к этому событию понятно. Но надо помнить, что Красная армия вошла на территорию Польши, когда польское правительство эту территорию покинуло. Каким бы ни был договор Молотова-Риббентропа, а польское правительство 17.09.1939 было не в Бресте, не в Вильно, не в Новогрудке и не во Львове, а в Румынии.

Польская Армия от этого правительства получила приказ сопротивления Красной армии не оказывать.

Польское правительство не объявляло Советскому Союзу в ответ на 17.09 войны.

Но я бы хотел обратить внимание на некоторые детали этих событий, которые касаются культурных процессов и остаются обычно в тени больших эмоций.

Линия разграничения,на которую должны были выйти Германия и СССР, если следовать протоколу к договору СССР и Германии 23.08.39, проходила по Висле в самой Варшаве. Плюс, к СССР отходила Вильна.

Что было бы, если бы в 1939 году советско-германская граница действительно прошла бы таким образом?
Collapse )
nuclear

«Мир должен привыкнуть к сильной России. А что ждет Латвию?" Интервью Ю.Шевцова для Vesti.lv

Эксперт: «Мир должен привыкнуть к сильной России». А что ждет Латвию?
Vesti.lv (Рига)

Руководитель минского Института по проблемам европейской интеграции Юрий Вячеславович Шевцов недавно выпустил книгу «Война на Украине: трансформация Европы».



На днях он гостил в Риге, и в общении с газетой «СЕГОДНЯ» изложил основные тезисы книги, получившей в Российском государственном гуманитарном университете статус научного издания за «эвристичность».

Украина потеряет 10–15 миллионов

— Я думаю, то, что происходит сегодня на Украине, мы видим во всей Восточной Европе. Все страны, развернувшиеся на Европейский союз по стандартной модели, почти все развиваются однотипно. То есть: отказ от крупной промышленности, приводящий к необходимости сбросить лишнее население. Крупная промышленность позволяла (и позволяет, как в случае Беларуси и Чехии) поддерживать большую численность населения, чем экономика, основанная на сфере услуг.

Экстраполируя на Украину масштабы потери населения в Болгарии, Румынии, Молдове, Литве, Латвии, я полагаю, что от 42 миллионов, которые они декларировали на 2014 год, в течение 10 лет они лишатся 10–15 миллионов.
Дальше я начинаю считать — что будет с Европой, куда уйдут эти люди? Collapse )

nuclear

Сегодня в23.10 [23.03.2009]по нашему времени буду на канале ОНТ в фильме о лагере смерти в Тростенц



Дабы не быть голословным насчет Тростенца. Мой пост от 2009-03-23 16:47:00
***
Это наш второй общенациональный канал.

Задумаюсь-ка вслух.

Вообще, конечно, есть опасение, что наше "Примирение" с Западом в идеологии сведется к трансляции стандартного восточно-европейского национализма с его культом коллаборантов, но уже силами всей эффективнейшей идеологической машины "Режима". Пока Л. у власти, оно, конечно, вряд ли реально. Но не все определяет он, а Запад поддерживает все таки у нас так или иначе ревизионистов. Основной "массив" участников оппозиционных уличных акций, клакеров то бишь - это вообще в основном праворадикальная националистическая молодежь. При малейшей возможности оппозиционные и западные пропагандистские СМИ наполняют информационное пространство очень агрессивными именно ревизионистскими трактовками истории. Тут иллюзий нет.

Впрочем, во всяком случае пока, никакого отката относительно ревизионизма и культа полицаев не происходит. А снизу и "со среднего уровня" идут в основном "антинацистские" инициативы. Общество в этом плане пока еще не расколото.

Но опасение, что произойдет переход к культу полицаев, мобилизует некоторую активность. Даже несоветские версии антинацизма получили возможность некоторого роста, стихийно, правда.

У католиков вообще возникло паломничество в Росицу. Это деревня на границе с Латвией. Там в ходе антипартизанской акции латышские в основном полицейские сожгли полторы тысячи католиков-крестьян за поддержку партизан, вместе с двумя ксендзами, которые сознательно остались с прихожанами.

У евреев - своя активность. Раньше, "при СССР" выделять евреев из общей массы погибших не позволялось. Теперь, конечно, никто не замалчивает, что был целенаправленный геноцид нацистами именно этого народа. Памятники открыты и т.д.

Самое важное, по-моему, в этом плане, что происходит: опасение, что из прагматичных соображений государственная идеология может измениться, как бы стимулирует взаимную терпимость разных антинацистских традиций. Евреи никогда не забывают публично подчеркнуть, что гибли не только они, католики - тоже и т.д. Раньше такой взаимной терпимости не было.

***

Collapse )